28 мая губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко поставил жирную точку в так и не успевшей до конца развернуться общественной дискуссии о способах и путях проведения реформы органов местного самоуправления, и в очередной раз обезоружил своих оппонентов, не оставив им возможности для критики и междоусобной войны. Он внес в региональное Законодательное собрание законопроекты, согласно которым глав местного самоуправления и органов представительной власти в муниципальных образованиях будут выбирать прямым голосованием жители территорий.
А накануне в Заксобрании при полном аншлаге прошли общественные слушания по вопросу о способах избрания представителей власти. Муниципалы, всерьез встревоженные своим будущим, упрекали региональную власть в нежелании вынести вопрос на широкое обсуждение и подозревали ее в намерении совершить страшное, а именно, отменить прямые выборы мэров. Вслух участники собрания это не озвучивали, но всевозможными способами на это намекали. Главным поводом для развития событий по катастрофическому сценарию, по их мнению, были сжатые сроки, в которые региональные власти намерены решить вопрос, не посоветовавшись с представителями власти в территориях. Иркутская область готовится принять соответствующий региональный закон в окончательном чтении уже 5 июня, поскольку 15 июня будет дан старт избирательной кампании в доброй половине муниципальных образований, где в сентябре пройдут выборы мэров и дум. Однако Сергей Ерощенко своим решением о сохранении прямых выборов мэров на всей территории Иркутской области сделал широкое обсуждение реформы местного самоуправления бессмысленной, а апокалиптические прогнозы передовой демократической общественности ничтожными.
«Выборы — это локомотив развития, важный элемент конкурентной среды. Ваш губернатор молодец. Он принял прогрессивное решение, — заявил корреспонденту «МК Байкал» московский политолог Константин Калачев. — Честно говоря, удивил, но не потому что от него нельзя было ожидать такого решения, а потому что сложная ситуация в крупных муниципалитетах области вводила в соблазн пойти по простому и силовому пути. И многие на его месте, кто слабее, могли дрогнуть. Один только Иркутск – сложная политическая головоломка. А есть ведь еще и Ангарск и Братск».
Не оправдал опасения
Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко внес в региональное Законодательное собрание законопроекты, согласно которым глав местного самоуправления и органов представительной власти в муниципальных образованиях будут выбирать на всенародных выборах. Как сообщила пресс-служба регионального правительства, ожидается, что законопроекты будут рассмотрены на ближайшей сессии Заксобрания 30 мая в рамках федеральной реформы местного самоуправления.
Как пояснил «МК Байкал» источник в областном правительстве, внесенные губернатором в Заксобрание два законопроекта — один об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, другой о полномочиях сельских поселений, не отменяют институт сити-менеджера, который действует в Братске и Усолье-Сибирском. После того, как региональные законы о прямых выборах будут приняты, муниципалитеты должны будут на своем уровне принять решения о том, по какой схеме избирать глав — на всенародных выборах или оставить институт сити-менеджера. Источник отмечает, что если территории изберут второй путь, они пойдут вразрез с региональной политикой, ведь на уровне области поддерживаются прямые выборы.
Таким образом, Сергей Ерощенко не только не стал узурпировать власть, но и фактически выступил против института сити-менеджера, который усугубил политическую ситуацию в трех и без того проблемных муниципалитетах: Усолье-Сибирском, Братске и Ангарском районе.
По мнению Константина Калачева, иркутский прецедент вряд ли получит широкое распространение по России, поскольку эффективных губернаторов, которые уверены в себе, в стране не так уж и много. В большинстве своем губернаторы будут стремиться к созданию для себя комфортных условий, с удобными мэрами. И в этом, по его мнению, серьезный минус реформы. «Не учитывать мнения людей очень опасно. Такой подход в краткосрочной перспективе создает иллюзию решения проблем, но в долгосрочной, как правило, порождает новые, куда более серьезные, - подчеркнул политолог. – В вашем же случае губернатор выражает мнение большинства людей, ведь в ходе опросов до 80 процентов респондентов высказывается за всенародные выборы. А если он выражает мнение большинства, да и сам к тому же убежден в правильности своего решения, то какой смысл затягивать с принятием решения? В чем тут грех?»
У страха глаза велики
Однако сенсация, распространенная пресс-службой правительства Приангарья сразу после совещания, которое губернатор провел на следующий день после возвращения из Иваново, для некоторых оказалась настолько обескураживающей, что они не могли в нее поверить. В политическом закулисье мгновенно родилась куда более близкая сердцу версия: «Расслабляться не стоит. Это решение губернатора оставить прямые выборы мэров относится только к области, по Иркутску будет принят отдельный документ. Вопрос по Иркутску пока остается открытым», - заявил на условиях конфиденциальности корреспонденту «МК Байкал» источник в региональном исполкоме «Единой России».
Однако источник в правительстве категорически опроверг эти домыслы: «Решение губернатора о прямых выборах в равной степени относится ко всем муниципалитетам, где на сегодняшний день отсутствует институт сити-менеджера», — пояснил источник.
Очевидно, что Сергей Ерощенко обезоружил своих противников, которые засели в окопах думы Иркутска и готовились к долгому и затяжному противостоянию. В их арсенале уже были заготовлены и обвинения в узурпации власти, и готовность повесить на губернатора всех собак за программируемый провал реформы. Ведь предстоящие выборы в думу областного центра обещают стать самым горячим очагом напряженности осенью этого года. «Необдуманное решение в данном случае в конечном итоге отзовется региональной власти, — рисовал драматические перспективы накануне внесения губернатором законопроектов заведующий кафедрой конституционного права Юридического института ИГУ Сергей Шишкин. – Поспешность подвергнет принятые нововведения риску нелегитимности, ведь федеральным законом установлено, что регион должен учитывать мнение каждого муниципалитета, а это можно сделать либо через общественные слушания, либо решением местной думы. И я уже беседовал с некоторыми депутатами иркутской думы, которые готовы в случае изменения системы формирования городского парламента оспаривать это решение».
В стремлении создать подконтрольную региональным властям систему муниципальной власти подозревали иркутского губернатора и представители оппозиционных партий.
«Несмотря на то, что муниципалитетам вроде как дается право принимать участие в выборе модели, фактически региональная власть «предложит» каждому из них такую схему, какая выгодна ей, — подчеркнул депутат Государственной думы РФ, второй секретарь Иркутского обкома КПРФ Евгений Рульков. – Например, Иркутску может быть предложено ввести новую систему, без прямых выборов мэра. Потому что партия власти все чаще проигрывает такие выборы. Это и примеры Братска, Иркутска, Ангарска, и недавний случай в Новосибирске и Екатеринбурге».
Ничего хорошего не ждали от губернатора, привыкшие к подневольной жизни, затюканные безденежьем и вечными социальными проблемами главы местных администраций, поселков и районных дум. Прибывшие на общественные слушания в Законодательное собрание для обсуждения реформы местного самоуправления представители муниципальных образований безуспешно пытались скрыть свое недоверие и страхи. «Нам нужно 15 июня объявлять выборы, и сейчас мы не знаем, по какой схеме их проводить. У вас же уже есть решение по этому вопросу. Зачем вы делаете вид, что советуетесь с нами?», — возмутилась председатель думы Усть-Удинского района Людмила Соколова, выразившая своим выступлением мнение большинства, так как подвигла аудиторию к аплодисментам.
Все очень просто
Принятие законопроекта, которым были внесены изменения в федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», проходило очень тяжело и вызвало шквал острой критики во всех регионах страны. Главной угрозой, которую таила в себе новая редакция закона, была вероятность отмены прямых выборов мэров в крупных городах. Однако во втором и третьем чтении документ был существенно переписан, и в итоге вся ответственность за организацию местного самоуправления на территории региона была возложена на власти субъекта РФ. Согласно окончательной редакции закона, именно региональная власть в лице правительства и Законодательного собрания должна решить, оставлять ли в каждом из муниципальных образований прямые выборы мэра, организовывать ли в городских округах внутригородские районы. Но решение об отказе от прямых выборов должны приниматься только с учетом мнения населения конкретного муниципалитета, которое может быть выражено либо на общественных слушаниях, либо сформулировано местной думой.
Высокую вариативность закон предлагает муниципальным районам. Депутаты и мэр района могут избираться по старой схеме. Возможен и новый вариант, аналогичный городским округам, районные думы формируются из депутатов и глав дум поселений. Мэр района избирается из числа депутатов районной думы. Что касается мэров муниципальных образований, то вне зависимости от того, избраны они на прямых выборах или из числа депутатов, необходимо определить, будут ли они возглавлять администрацию или для этого будет наниматься сити-менеджер. Предполагалось все это обсуждать денно и нощно. И, судя по всему, можно было обсуждать до бесконечности, так никогда и не придя к консенсусу. Это вот как раз и беспокоило больше всего руководителя фракции «Гражданская платформа» в Законодательном собрании Иркутской области Владимира Матиенко: «В стране столько проблем в экономике, ЖКХ, здравоохранении, а нам предлагается провести какую-то реформу, которая еще непонятно какие последствия будет иметь», — недоумевает он.
В одном только представители муниципалитетов оказались правы. У регионального правительства действительно было разработано и подготовлено несколько вариантов регионального законопроекта о реформе местного самоуправления, но иркутский губернатор, несмотря на свои прогрессивные взгляды, решил выбрать самый консервативный вариант. Он решил ничего не менять и оставить в Иркутской области прямые выборы мэров. Это как раз тот самый парадоксальный случай, когда от нововведений может быть только вред, и когда старые проверенные способы лучше, может быть для кого-то, заманчивых, но опасных экспериментов. Возможно, кому-то сегодня может показаться, что тем самым он осложнил себе жизнь, но, как говорится, хорошо смеется тот, кто смеется последний.
Денис Ермолаев, «Новости МК Байкал»