«Новапорт» Романа Троценко и правительство Иркутской области определили параметры создания совместного предприятия по управлению аэропортом Иркутска. Планируется также, что в уставный капитал новой компании войдут акции и доли 11 малых аэропортов иркутского региона. «Новапорт» войдет во владение воздушной гаванью без конкурса, что вызывает недовольство у «Базэла» Олега Дерипаски, который также рассчитывает стать инвестором этого аэропорта.
Группа компаний «Новапорт», управляющая рядом российских региональных аэропортов, достигла предварительного соглашения с властями Иркутской области о параметрах владения аэропортом Иркутска. Как стало известно «Газете.Ru», в совместном предприятии, которое будет управлять иркутским аэропортом, «Новапорт» получит 50% плюс 1 акция, а администрация Иркутской области будет владеть 50% минус 1 акция.
Как говорится в плане по созданию проектной компании (имеется в распоряжении «Газеты.Ru»), до 4 июля текущего года будут определены организационно-правовая форма компании (ООО или АО), состав совета директоров, а также размер уставного капитала. До 20 июля администрации Иркутской области предстоит оформить все учредительные документы совместного предприятия.
В уставный капитал будут внесены 100% акций АО «Международный аэропорт Иркутск», а также акции, доли и имущества малых аэропортов региона (Братска, Бодайбо, Киренска, Ербогачена, Усть-Кута, Мамы, Усть-Илимска, Железногорска-Илимского, Казачинского, Жигалово, Качуги), говорится в дополнительном соглашении между Минтрансом, Росавиацией и правительством Иркутской области.
Таким образом, предполагается, что определение инвестора аэропорта Иркутска пройдет без конкурса. С таким положением дел не согласны в «Базэле» миллиардера Олега Дерипаски (включает «Базэл Аэро», управляющий рядом региональных аэропортов в России), который также интересовался иркутским аэропортом. Основной претензией «Базэла» является отсутствие конкурса по выбору инвестора.
Представитель «Базэла» от комментариев отказался. Но источник, близкий к компании, рассказал «Газете.Ru», что «Базэл» «не оставит ситуацию без реакции». «Следует ожидать обращения компании в ФАС, как минимум за разъяснением ситуации и, возможно, пресечением попыток вывода региональной собственности за бесценок», — отметил собеседник. Он также добавил, что у компании вызывает опасения тот факт, что «неконкурентный отбор поощряется регулятором — Минтрансом и Росавиацией, в то время как они первые должны пресекать такие случаи».
В ФАС пока не поступало никаких писем, ходатайств либо жалоб о намерении совершить какие-либо сделки в отношении аэропорта Иркутска, сообщили «Газете.Ru» в ведомстве.
«Учитывая, что речь может идти о крупных инфраструктурных объектах, имеющих высокую экономическую и социальную значимость, заключение соглашения без конкурса может содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства», — отметил представитель регулятора, добавив, что представители ФАС неоднократно отмечали важность соблюдения конкурентных процедур при реализации крупных инвестиционных проектов, «поскольку это позволяет государству определить наилучшее инвестиционное предложение».
Формально проведение конкурса по аэропорту не требуется, пояснил «Газете.Ru» руководитель проектов практики «Инфраструктура» консалтинговой группы НЭО Центр Николай Захаров.
«В данном случае имущество аэропорта планируется внести в капитал совместного предприятия. Если для этих целей будет создаваться новое СП, то инвестор приобретет часть акций, которые на момент такого приобретения принадлежать государству не будут. А значит, и конкурс проводить не требуется, — рассказал Захаров. — Если бы администрация Иркутской области передавала аэропортовый комплекс в аренду либо в доверительное управление, то проведение конкурса было бы обязательным».
С представителями «Новапорта» и Иркутской области связаться не удалось.
Согласно данным на сайте Росавиации, международный аэропорт Иркутска входит в двадцатку крупнейших аэропортов России. В 2015 году количество пассажиров аэропорта составило 1,64 млн человек, что на 1,5% меньше, чем годом ранее. По грузообороту аэропорт Иркутска занял 14-е место в рейтинге российских аэропортов по итогам 2015 года.
Евгения Сазонова, Елена Платонова, Газета.Ру