Полтора месяца, оставшиеся до конца года, — достаточное время, чтобы произошли важные события. Однако если исключить всегда возможные происшествия из разряда «форс-мажор», то рисунок «Иркутская область в 2013-м», по существу, готов. Остались небольшие штрихи — например, прохождение регионального бюджета на будущий год и плановый период 2015–2016 годов. Но главные события — прежде всего, выборы в Законодательное собрание — уже свершились. Это обстоятельство — но не только оно — во многом будет определять повестку и перспективы грядущего, 2014 года.
Менее броским, еще неочевидным для большинства жителей региона процессом, в том числе из-за растянутости по времени, стало ухудшение экономической конъюнктуры — на этот раз не столько из-за падения цен на некоторые из сырьевых ресурсов (эта тенденция практически не коснулась нефтегазового сектора), сколько из-за внутренних, структурных проблем социально-экономического развития России. При этом для Иркутской области актуальны еще несколько обстоятельств. Как и всей стране, решить проблемы экономики на длительную перспективу невозможно без общественно-политических реформ. Поэтому утверждения и призывы «бросить политику и заняться делом» убедительны только на первый, причем поверхностный взгляд. Во-вторых, негативное воздействие на ситуацию в Прибайкалье оказывает колониальный характер налоговых потоков («из провинции в метрополию») в сырьевом секторе, причем в 2013 году эта тенденция усилилась. Так, перевод поступлений от налога на прибыль ОАО «Верхнечонскнефтегаз», подконтрольного компании Роснефть, на федеральный уровень во многом предопределил значительное (на 13 млрд рублей) сокращение поступлений этого налога в областной бюджет по сравнению с плановым показателем.
Кроме того, корпорации «Русский алюминий» и «Базовый элемент», имеющие крупные активы в региональной экономике, как раз испытывают большие затруднения из-за падения мировых цен на алюминий и в течение 2013 года уже понесли убытки на несколько сотен миллионов долларов. Это обстоятельство создает дополнительные предпосылки для социально-политической ситуации в Прибайкалье. Поэтому возникают вопросы относительно анонсированных планов крупного инвестирования «Базового элемента» в промышленность региона. Так, на днях стало известно, что компания «Базовый элемент», индустриальная группа En+ и корейская фирма POSCO планируют реализовать совместный проект по строительству в Иркутской области сталелитейного мини-завода по выпуску сортового проката. Проектируемая мощность завода — до 260 тыс. тонн проката в год.
Отказ от секвестрования социальных обязательств в условиях экономического спада решено во многом компенсировать через наращивание государственного долга. На короткой дистанции (один, максимум — два года) это может быть выходом из ситуации. Но если экономическая стагнация (а тем более рецессия) выйдет за рамки этого периода, региональную экономику поджидают дополнительные трудности. Вообще, финансово-бюджетная стратегия губернатора Сергея Ерощенко, как выясняется, абсолютно противоположна курсу предыдущего губернатора Дмитрия Мезенцева. Тогда главным ориентиром была бюджетная сбалансированность, погашение госдолга (заимствований у банков) и жесткая политика в социальной сфере. В политическом отношении такая линия была весьма рискованной. К тому же Мезенцев совершил серьезные промахи в сугубо политической сфере. Однако ответ на вопрос, какой курс в бюджетной сфере является более эффективным (в том числе в политическом отношении) на длинной дистанции, остается открытым.
Во всяком случае, 2014 год для Иркутской области станет временем «бюджета экономии», несмотря на обещанную активность в социальной сфере. В ином случае негативные тенденции, о которых говорилось выше, могут сказаться быстрее. Например, очень рискованный ориентир в 45 млрд рублей государственного долга в 2016 году при «планке безопасности» в 30 млрд рублей может привести к тому, что только обслуживание долга (без погашения его «тела») может достичь к тому времени 10 млрд рублей в год. Тот факт, что «время щедрых раздач», стартовавшее в мае 2012 года, заканчивается, осознали еще не все представители управленческих, общественно-политических и медийных кругов, но постепенно понимание новой реальности будет распространяться вширь.
Финансово-бюджетные проблемы в определенной степени нивелируют несомненный успех губернатора и «Единой России» на выборах депутатов Законодательного собрания области 8 сентября 2013 года, достигнутый, впрочем, с широким использованием административного ресурса и методов «манипулятивной демократии». Ситуацию усугубляет то, что в 2014 году должны состояться выборы депутатов городских дум Иркутска и Братска, а также, видимо, выборы мэра Братска. Перспектива и вероятные результаты очередных выборов (тем более в крупных городах, где накоплен значительный потенциал протеста, а многие избиратели не поддаются административному давлению) вызывают большое беспокойство у партии «Единая Россия», включая ее региональное руководство, а также у государственного руководства области.
Главной из потенциальных угроз политическому статус-кво является, безусловно, вероятность ухудшения экономической ситуации, причем этот процесс может ощутимо проявиться уже в 2014 году. Вслед за этим может последовать постепенное нарастание политической нестабильности по «принципу домино». То есть сначала определенную нелояльность проявят полуоппозиционные силы внутри регионального отделения «Единой России» и ее фракции в ЗС, а затем тенденция распространится и на остальную часть управленческой элиты Прибайкалья, не входящей в руководство областного правительства. В свою очередь, у исполнительной власти региона имеются возможности блокировать или, во всяком случае, смягчить и растянуть по времени такой ход событий. Однако решающим фактором для социально-политической обстановки в 2014 году будет, как уже сказано, экономическая ситуация. Более того, при крайне негативном (хотя и маловероятном) сценарии официальная и потенциальная оппозиция просто вынуждена будет активизироваться под давлением своих избирателей и необходимости хоть в какой-то степени претворить в жизнь словесную критику, столь обильно звучавшую в период избирательной кампании в ЗС.
Что касается крупных городов, особенно Иркутска, то здесь в нарастающей мере сказывается усталость и раздражение многих избирателей несменяемостью высшей власти РФ, которая переносится на отношение к окружающей действительности в целом. В больших городах региона (и эта ситуация характерна для страны в целом) постепенно растет число тех, кто уже в принципе не интересуется словами и действиями высшего руководства страны, а ждет от него только ухода с политической арены. При этом далеко не все из таких избирателей являются сторонниками КПРФ или голосуют за коммунистов, а существенная часть голосующих за КПРФ действует по принципу «меньшего зла», не считая, однако, эту партию полностью отвечающей их взглядам.
Другим резервуаром для протестных и конструктивно-оппозиционных настроений является некоммунистическая альтернатива. В связи с полной управляемостью ЛДПР («спецназа «Единой России»») и закатом «Справедливой России», так и не нашедшей широкого сегмента опоры среди избирателей, особого внимания заслуживают иные политические структуры. Это, несмотря на отсутствие быстрого усиления в федеральном масштабе, «Гражданская платформа» Михаила Прохорова, а также оппозиция, сгруппированная вокруг Алексея Навального и Республиканской партии России — Партии народной свободы (ПАРНАС). Однако в отношении этих сил в руководстве страны и «Единой России» нет согласия. Некоторая часть правящей элиты ориентирована на неизбежность и целесообразность близкой смены власти и считает важным осуществить эту передачу в пользу системной некоммунистической оппозиции, причем в рамках сохранения нынешних институтов государства и многопартийности. Согласно этому подходу, в таком случае возможны плавные перемены во внутренней политике, исключающие или резко снижающие вероятность серьезной дестабилизации и радикальных эксцессов в общественной жизни. Отсюда — спокойное и даже доброжелательное отношение к таким структурам, как, например, «Гражданская платформа».
Однако сейчас на федеральном уровне и в руководстве большинства регионов явно преобладает другой настрой: «Держать и не пущать!» В соответствии с подобными взглядами респектабельно-некоммунистические силы в наибольшей степени готовы к реальному управлению, а потому действительно опасны для нынешней власти. При этом основой для консервативно-репрессивной доктрины является постулат о «неготовности России к смене власти», а значит, необходимости продлить нахождение у власти одной и той же группы интересов на максимально длительное время.
Практическим следствием охранительных настроений правящей элиты является восприятие некоммунистической оппозиции как главного и наиболее опасного конкурента. Для «Единой России» выгоднее и удобнее иметь дело с КПРФ, ЛДПР и «Справедливой Россией», надежно локализованными в «избирательных гетто». Основной же мишенью для административно-пропагандистского подавления выбрана как раз умеренная оппозиция некоммунистического направления. Ряд факторов при этом играет на руку правящей элите. Во-первых, многие избиратели считают, что термины «оппозиционный» и «левый» полностью совпадают. Во-вторых, против демократической оппозиции до сих пор активно используется жупел 90-х годов, хотя причины и степень проблем того периода явно искажены в сиюминутных интересах «ЕР». Вообще, тема 90-х годов нуждается в мощном контрнаступлении со стороны демократической оппозиции, так как сейчас иногда создается впечатление, что огульная критика 1990-х годов соответствует действительности, а это совершенно не так. Однако замалчивание, уход от обсуждения этой темы со стороны некоммунистической оппозиции сами по себе оставляют «поле боя» именно за критиками.
Отсутствие равноправного диалога между руководством страны и умеренно-демократической оппозицией ведет к сохранению и даже усилению глубокого раскола в обществе, консервирует явно устаревшую, но удобную для «ЕР» общественную дилемму «либо нынешняя власть, либо коммунисты». Одним из ухищрений для сохранения политического статус-кво является намерение отменить партийные списки на выборах в думы (советы) крупных городов, чтобы через голосование только по одномандатным округам обеспечить победу «Единой России». Актуальность этой темы тем более велика, что в сентябре 2014 года состоятся выборы депутатов городских дум Иркутска и Братска. Кроме того, важным событием весной или осенью могут стать прямые выборы мэра Братска.