... Иркутск
Доллар
Евро

Картинки с выборов

В разгар агитационной кампании по выборам депутатов Законодательного собрания Иркутской области уместно отметить основные тенденции происходящих событий. Прежде всего, бросается в глаза, что резкое увеличение числа партий — участниц выборов не сопровождается улучшением качества многопартийности. Речь скорее идет об очередном проявлении «манипулятивной демократии». Подтверждением сказанному служит тот факт, что 5 зарегистрированных партийных списков принадлежат откровенным спойлерам и еще 3 — спойлерам «завуалированным». Это практически половина из 17 партий-участниц.

Другая особенность иркутских выборов, также совпадающая с общероссийской тенденцией, — высокий процент отказов в регистрации кандидатам-одномандатникам. Из 221 кандидата, уведомившего избиркомы о выдвижении, зарегистрировано 183, из которых лишь 18 баллотируются через самовыдвижение. Отсев составил более 17 процентов от начального числа кандидатов, и практически все они самовыдвиженцы. Наряду с действительно очевидными нарушениями (некоторые кандидаты вообще не принесли документы на регистрацию, то есть сами отказались от дальнейшего участия в избирательной кампании) процедура самовыдвижения была использована в политических целях. Очевидно (конечно, при наличии политической воли), процедура самовыдвижения должна быть еще упрощена. Несмотря на юридические доводы, в экспертном сообществе преобладает точка зрения, что, например, Юрий Фалейчик и Алексей Дмитриев были отстранены от участия в выборах по политическим мотивам.

Одна из особенностей предвыборных программ — мало кто (включая и партии, и отдельных кандидатов в депутаты) критикует губернатора, курс, проводимый областным руководством. Политическая конкуренция на выборах в ЗС Иркутской области заключается не столько в борьбе против главы региона, сколько в состязании различных групп влияния на губернатора. Таким образом, изначально у Сергея Ерощенко имеется значительное пространство для политического маневра. Другое дело, как, насколько эффективно глава региона воспользуется такой возможностью.

В целом же качество программных документов большинства партий низкое, и это обусловлено в том числе невостребованностью таких документов со стороны большинства избирателей.

Характерной чертой вялотекущей агитационной кампании «Единой России» являются бесконечные «завтраки» от избирателей (в данном случае — от слова «завтра», то есть «не сейчас»). Еще не смолкли разговоры о многочисленных программах со сроком реализации к 2020 году, как некоторые «единороссы» (например, депутат Государственной думы Сергей Тен) раздвигают хронологические горизонты — в речах представителей «ЕР» уже прозвучала цифра «2030 год». Для многих избирателей это фактически означает отказ от всяких реальных планов и, что еще важнее, от ответственности за их реализацию. «Разговоры о 2030 годе — это разговоры ни о чем» — таков лейтмотив критики в адрес бесконечного «отодвигания горизонта». Вместо того чтобы сконцентрироваться на очень близких датах, а затем уделить большое внимание итогам выполнения намеченного, «Единая Россия» уже загодя пытается перенести внимание избирателей на новый временной рубеж.

Подобная практика еще раз говорит о политической, идеологической деградации «ЕР» в целом и ее способности удерживать доминирующую роль в политическом пространстве во многом за счет административного ресурса. При этом существование «ЕР» после масштабного (в масштабах страны) поражения в принципе невозможно. Обстоятельства создания «Единой России», особенности ее функционирования и преобладающая мотивация многих ее представителей несовместимы с ролью оппозиции. Вслед за поражением возможен лишь скоротечный развал. При этом исполнительная власть попытается окончательно перенести ставку на другую партию.

Технически вполне возможно добиться большинства «ЕР» в следующем составе ЗС (собственно, избирательная кампания и движется к такому финалу), однако объективно это будет парламент вчерашнего дня, не вызывающий интереса, а тем более активной поддержки даже у большинства из тех, кто поддержал «ЕР» на выборах.

Примечательно, что «выборы вчерашнего дня», включая использование административного ресурса, сопровождаются обильной риторикой о «светлом будущем». Таким образом, иркутские выборы становятся очередной иллюстрацией (одной из многих) противоречия между, с одной стороны, стремлением «Единой России» заранее гарантировать себе благоприятный результат голосования и, с другой стороны, обеспечить хотя бы видимость конкурентных выборов и соблюдения конституционных прав избирателей. Выход из этого противоречия невозможен без значительных, принципиальных изменений в политической системе РФ.

Вчерашний (в общественно- политическом смысле) день затянулся. Затягивание отживших образцов ведет к дальнейшей деградации политической системы и общественных отношений. Очевидно, что между «Единой Россией» и действительно альтернативными партиями существуют не сиюминутные, тактические разногласия, а расхождения стратегического уровня. Тревожной — и вместе с тем в нынешних условиях неизбежной — тенденцией стал нарастающий разрыв, когда многие еще голосуют за «Единую Россию», но параллельно растет число тех, кто является ее абсолютным, категоричным противником (то есть переубедить его невозможно). Политическая поляризация, нетерпимость к иной точке зрения за последние годы намного усилились, что, в свою очередь, является потенциальным и/или действующим фактором дестабилизации.

В арсенале политтехнологических приемов «Единой России» в ходе избирательной кампании 2013 года на территории Иркутской области важное место занимает «предвыборная тишина» и манипуляции партиями-спойлерами. Сказывается некоторая тяжеловесность списка кандидатов «ЕР» и неспособность да и, по большому счету, нежелание бороться политическими методами. Даже в условиях административно-правового благоприятствования нынешняя «партия власти» воспринимает выборы как неприятную, излишнюю процедуру, которую она хочет провести формально, напрочь исключив факторы риска с помощью административных рычагов.

На прошедшей неделе активизировалась ЛДПР — единственная партия, чей региональный список в Иркутской области возглавляет федеральный лидер. Уже по первым печатным материалам, выпущенным большими тиражами, видно, что ставка сделана как раз на фигуру Владимира Жириновского. Очевидно, что агитационная кампания ЛДПР будет построена по прежним, давно известным лекалам. Однако в силу специфичности мировоззрения большинства сторонников Жириновского сделана, без сомнения, весомая заявка на удержание своего электората и преодоление по итогам голосования 8 сентября семипроцентного барьера. Будучи, по существу, наиболее искусной партией-спойлером в пользу «Единой России», ЛДПР тем не менее и в этот раз намерена бежать по боковой дорожке, публично отстраиваясь от других партий.

В наиболее сложной ситуации из всех парламентских партий находится «Справедливая Россия»: перед ней маячит реальная перспектива не преодолеть даже пятипроцентный барьер и сделать очередной шаг в политическое небытие, которое, судя по всему, настанет в полном объеме в конце 2016 года, по итогам следующих выборов в Госдуму. Дело даже не в том, кто и почему ушел, а кто и почему остался сейчас в «Справедливой России» и ее Иркутском региональном отделении. Лидеры «эсеров» столкнулись с куда более серьезной проблемой, когда и без того хрупкий, эклектичный и даже случайный по составу электорат «Справедливой России» после ряда грубых ошибок руководства партии окончательно «расфокусировался». В настоящий момент не существует обоснованного ответа на вопрос: «Кто он, типичный сторонник партии «СР»?».

Заслуживает внимания предвыборная ситуация в медийной сфере. Интернет-пространство соответствует демократическим стандартам, когда любой пользователь может без труда найти обширную информацию позитивного, негативного и обзорно-нейтрального содержания о любой партии и практически каждом кандидате. В других СМИ ситуация сложнее, а влияние административного ресурса в пользу «ЕР» ощутимее. В информационном отношении нельзя назвать выборы полностью несвободными, однако доступ к разносторонней информации имеет все же меньшинство избирателей, причем не самое активное в плане участия в голосовании. С другой стороны, это еще одно подтверждение, что «Единая Россия» все больше выражает интересы чиновников, окологосударственного бизнеса, а также консервативных по образу жизни слоев населения. Удерживать власть при такой опоре можно довольно долго, но совершить качественный рывок в социально-экономическом и общественно-политическом развитии страны практически невозможно.

Что касается правового и фактического статуса СМИ, то представляется целесообразным (максимально соответствующим интересам практически всех участников избирательного процесса) и давно назревшим законодательное переформатирование освещения избирательных кампаний в средствах массовой информации. В частности, практику «стоп-листов», т.е., по существу, административных запретов для зарегистрированных участников выборов необходимо отменить, причем в жесткой, поддающейся контролю форме.


Яндекс.Метрика