... Иркутск
Доллар
Евро

Какими будут выборы?

Избирательная кампания приближается к финальной, агитационной фазе, оставляя все меньше пространства для различных сценариев, вариаций и отклонений. Собственно, реальный вариант развития событий вряд ли будет отличаться от наиболее вероятного. Речь о варианте, когда «Единая Россия», имея явное превосходство в административном, финансовом и медийном ресурсе, побеждает с ощутимым преимуществом. При этом избирательная кампания и процесс голосования в очередной раз проходят так, что затруднительно доказать с формальной точки зрения неравенство возможностей для участников, однако на практике это неравенство зримо и ощутимо. По такой модели построены почти все избирательные кампании федерального, регионального да и муниципального уровняю начиная с середины 1990-х и особенно с 2000 года.

Тем не менее утверждать, что «партия сыграна» уже сейчас, несколько преждевременно. Фактором неопределенности являются, прежде всего, избиратели крупных городов, как правило более устойчивые к административно-финансово-медийному воздействию со стороны «Единой России», чем избиратели сельских населенных пунктов и малых городов. С одной стороны, вклад больших городов в общий результат выборов не так велик, если учесть низкую активность горожан в день голосования. С другой, крупные города все же нельзя сбрасывать со счета, тем более что неподдержка действующей власти со стороны населения мегаполисов ведет, во-первых, к политическому вакууму и отчуждению власти от жителей крупных городов. Во-вторых, власть в нарастающей мере опирается на жителей сельской местности, находящихся в системе координат индустриального и даже доиндустриального общества, тогда как для государственного менеджмента объективно необходимы стандарты постиндустриальной эпохи. В-третьих, даже внутри городского населения наблюдаются тенденции отрицательной кадровой селекции для формирования органов государственного и муниципального управления.

Как итог, власть на всех уровнях (особенно на федеральном и региональном) находится в состоянии «между небом и землей»: она может (во всяком случае, пока) воспроизводить политическое господство одних и тех же групп интересов, проще говоря, удерживать рычаги управления в своих руках; но в то же время она не в состоянии — и это не случайность, а системное обстоятельство — обеспечить качественный рывок российского общества в социально-экономической, общественно-политической и гуманитарно-мировоззренческой сферах. Отсюда усиление признаков комплексной стагнации («нового застоя»), чреватых, в свою очередь, внесистемными, неуправляемыми изменениями. Поэтому различные отклонения от «высочайше одобренного сценария» в ближайшее время являются крайне благоприятным вариантом для страны и региона, так как еще сохраняются, хотя и заметно ослабли, возможности системных, плавных изменений в органах власти.

Первый сценарий-отклонение. Успех КПРФ в лобовом столкновении с «Единой Россией», при том, что в ЗС проходят также ЛДПР и «Гражданская платформа», но не попадает «Справедливая Россия». Под успехом можно понимать не только озвученную первым секретарем обкома КПРФ Сергеем Левченко задачу-минимум (15 мандатов), но даже более скромную цифру в 10 депутатских мест. В целом такой сценарий маловероятен и базируется, в основном, на высокой оценке протестного потенциала крупных городов. Однако трудная прогнозируемость поведения избирателей Иркутска, Ангарска и Братска всегда оставляет шанс для подобных сенсаций. Например, массированная, но, по большому счету, бессодержательная пропаганда («пиар») может привести к обратному эффекту, как это произошло, например, на выборах мэра областного центра в марте 2010 года.

Дополнительной предпосылкой к такому сценарию является принципиальная исчерпанность эффективных, высокотехнологичных пиар-новаций в исполнении «Единой России» для значительного числа избирателей-горожан. Этим избирателям «Единая Россия» не интересна в принципе, и они рассматривают ее исключительно как объект для нанесения поражения. Но в близкой ситуации находятся и те, кто в целом негативно относится к «ЕР», но все же еще не определился в своем поведении на выборах 8 сентября. Для них «Единая Россия», стремясь переломить ход избирательной кампании сразу же, на старте, использовала уже все публично значимые козыри и теперь вряд ли чем-то сможет удивить. Судя же по уровню технологического обеспечения избирательной кампании «ЕР», ее сильной стороной является исключительно статус административно-доминантной партии («КПСС-лайт») плюс использование различных «обманок», включая партии-спойлеры. Однако в силу упомянутых особенностей политического настроя многих избирателей в крупных городах воздействие этого фактора в Иркутске, Ангарске и Братске весьма ограниченно и даже приносит обратный, негативный эффект.

Что касается КПРФ, то ее задача в таких условиях – не делать резких движений, уточняющих, локализующих ее политико-идеологические позиции и тем самым сужающих базу поддержки среди населения. Областные лидеры коммунистов (прежде всего, Сергей Левченко, Евгений Рульков, Илья и Павел Сумароковы) демонстрируют адекватное понимание ситуации, но некоторые проблемы возникают с «красным» (узко-коммунистическим) активом муниципального уровня. Примером, характеризующим понимание коммунистами ситуации, является прошлогодний отказ Павла Сумарокова занять пост министра сельского хозяйства Иркутской области. Было решено, что согласие на такое назначение – типичная политическая ловушка, ибо речь идет об «одиночном вкраплении в чуждую систему». А значит, следуя этой логике, от Сумарокова либо ожидали полной политической капитуляции, включая выход из КПРФ, либо организовали бы его отставку как «не справившегося с обязанностями», а  потом бы говорили, что «коммунисты не умеют работать». Поэтому в Иркутском обкоме КПРФ сейчас преобладает жесткий подход: «Идем во власть только командой, причем на основе успехов на выборах». В настоящее время Павел Сумароков является не менее вероятным кандидатом в губернаторы Иркутской области от компартии, чем Сергей Левченко, в случае их досрочного проведения в 2014–2015 годах, и более вероятным при их проведении в установленный срок (2017 год).

Сопутствующим успеху КПРФ фактором обязательно будет прохождение в ЗС партии «Гражданская платформа». Дело в том, что при высоком уровне протестных настроений большинство носителей которых поддержат список коммунистов, возрастает и число избирателей, чей протест несовместим с аббревиатурой «КПРФ» в принципе. Это некоммунистическая оппозиция и ее сторонники. «Гражданская платформа», продолжая активную предвыборную кампанию и раскручивая свой имидж «современной альтернативы», имеет реальные шансы стать вторым по объему резервуаром для голосов за демонтаж принудительно-доминантной партии. Проблема «Гражданской платформы» в том, что она в большей степени, чем КПРФ, зависит от медийно-административно-финансовой атмосферы, а многие избиратели «Гражданской платформы» не столь устойчивы к нажиму со стороны партии власти.

В то же время идеология и стилистика «партии Прохорова» коренным образом расходятся с риторикой и практикой КПРФ. Однако это обстоятельство до сих пор не учитывается Иркутским региональным отделением «ЕР», ставшим оказывать жесткое давление на «Гражданскую платформу», в том числе по административной линии. В условиях высокого уровня протестной активности такая линия может привести к тому, что практически весь протест будет выражен в голосах за КПРФ, которая действительно достигнет результата в 15 депутатских мест и даже больше (особенно в случае победы Дмитрия Надымова и Сергея Бренюка на выборах в одномандатных округах Ангарска).

ЛДПР при таком сценарии набирает дежурные 8–10 процентов, так как лишь косвенно зависима от событий в других сегментах политического поля. «Справедливая Россия» на этом фоне воспринимается как, прежде всего, партия-сателлит «Единой России» и не проходит в Законодательное собрание.

Второй сценарий-отклонение. «Единая Россия» одерживает победу, но получает в общей сложности менее 30 мандатов, а в ЗС проходят представители «внутренней оппозиции в «ЕР» (Андрей Лабыгин, Виктор Круглов, Олег Тюменев, Александр Лобанов, Юрий Параничев, другие «единороссы»-самовыдвиженцы). В этом случае процессы раздробленности и тенденции к междоусобице проявятся в большей степени, чем в первом сценарии-отклонении. Сама конфигурация — расхождения внутри одной партии — предполагает более значительную долю кулуарных, закулисных, непубличных действий, чем при сценарии № 1.

Именно при реализации сценария № 2 по результатам выборов 8 сентября вероятно развитие событий по классической схеме «иркутской трясины», с «обволакиванием» руководства области (прежде всего, губернатора Сергея Ерощенко) изощренными интригами. Подобная схема уже реализована при губернаторах Александре Тишанине и Дмитрии Мезенцеве, причем, как показывает практика, нахождение и применение эффективного противоядия в отношении подобного развития событий крайне затруднено. Именно сценарий № 2, а не № 1, связан с реальной дестабилизацией политической ситуации в Приангарье и борьбой по принципу корпоративных интересов практически без примесей идеологии и политической практики. Вместе с тем нарастающая ошибочность (и даже неадекватность) понимания и моделирования содержания и технологии предстоящей кампании по выборам в ЗС со стороны ряда представителей губернаторского окружения ведет к повышению вероятности сценария-отклонения № 2, хотя он хуже для нынешнего руководства области, чем сценарий № 1. Ошибочность в стратегическом планировании можно объяснить не столько интеллектуальными факторами, сколько привычностью сценария № 2 при всей его проблемности по сравнению с непривычным сценарием № 1, в большей мере предполагающим публичную, фронтальную политическую борьбу, институционально оформленную в партийных структурах.

Оба сценария маловероятны, однако действия нынешних планировщиков «ЕР» все же могут привести к реализации одного из них. До начала августа на вопрос, есть ли у грядущих выборов окно «неожиданных возможностей», будет дан окончательный ответ.


Яндекс.Метрика