... Иркутск
Доллар
Евро

Иркутский сервис и экономический кризис: тупиковая ситуация

За последние два месяца рубль подешевел в два раза. Вслед за этим возросла стоимость бензина, поднялись цены на продукты питания. Введенные Россией продуктовые санкции сократили количество иностранных товаров на российских прилавках. На смену итальянским сырам пришли российские и белорусские, но уже по европейским ценам. Часть зарубежных фирм продолжает оставлять цены на прежнем уровне или повышать вслед за ростом валютного курса на 10–20 процентов. А 16 декабря новостные ленты взорвала информация о том, то Центробанк повысил ключевую ставку сразу на 6,5 процентных пунктов, до 17 процентов. Тем, как оценивают будущее иркутского бизнеса предприниматели региона, интересовалось наше агентство.

Юрий КОРЕНЕВ, ресторатор:

"Понятно, что в ближайшем будущем нас ничего радостного не ждет. Американцы будут дергать цену на нефть, как марионетку. Складывается ощущение, что это было понятно всем, кроме нашего правительства. Основной порог российской экономики — нефть, а нефть завязана на долларе. Обронил цену нефти и все — жди падения уровня жизни, обнищание населения. А это — снижение покупательской способности и оборотов предприятий.

Все говорят о том, что надо поднимать экономику. А как получается на деле? Ключевая ставка Центробанка поднялась 16 декабря до 17 процентов. Как тут развиваться? Если раньше кредит можно было взять за 12–15 процентов, и это было невыносимо для бизнеса, то теперь банки будут выдавать минимум под 30 процентов. Кредитная банковская ставка — это артерия экономики, если бежит кровь — организм живет. А если в артерию тромб забить, организм умрет. Создается впечатление, что страной управляют некомпетентные люди. Есть несколько выходов из сложившейся ситуации. Первый — зафиксировать курс рубля, как сделали китайцы с юанем, и ограничить хождение валюты в стране. Второй — упасть в гиперинфляцию, девальвацию и вернуться на 20 лет назад. Третий — медленное умирание. Его и выбрало наше правительство. Рубим кошке хвост по частям.

Я хорошо знаю ресторанный бизнес в Иркутске. По количеству ресторанов на душу населения в России мы вторые (после Москвы). Но в Москве много приезжих, они ходят в кафе и рестораны, а у нас такого нет. Так что с падением покупательской способности превышение количества ресторанов в пересчете на едоков будет значительным. В ближайшее время самым трудным будет конец января и начало февраля, когда все отгуляют каникулы. Как бы мы ни хотели, но многие производители завязаны на зарубежных ингредиентах. Я занимаюсь пивоварением и для производства качественного продукта покупаю солод в Германии, в России такой не производят. Раньше качество моего пива позволяло развиваться и зарабатывать, а теперь? Если я подниму цену, то кто будет покупать? Зарплаты у населения остались те же самые. Ситуация тупиковая«.

Серегей ПЕРЕВОЗНИКОВ, производитель фермерских продуктов:

«Ситуация осложнится после Нового года — кончатся старые запасы и продавать начнут по новым ценам, пойдет в рост потребительская инфляция. Любой местный производитель все равно зависит от западного рынка. Например, для своего производства я покупаю импортные закваски и оборудование. Наши еще не все научились производить, придется исхитряться. Понятно, что все готовятся к снижению спроса, это неизбежно произойдет. Возрастет доля трат населения в продуктовом сегменте. Если раньше на продукты питания жители тратили 10–15 процентов своего дохода, то сейчас это будет 20–25 процентов. Снизится количество дорогих вещей, это значит, что некоторые сорта наших сыров не будут пользоваться успехом. Это меня беспокоит. Придется планку дорогих товаров заменять, возвращаться к классике: делать больше творога, сметаны, сокращать фасовку.

Уже сейчас можно сказать, что доля творога в производстве чуть возросла. Мы отказались от экспериментов, чтобы не повышать цены. Производство продуктов очень зависит от поставщиков: если поднялись цены на молоко, то цена на мои товары тоже вырастет. Доильные аппараты — французские, семена высокоурожайных культур (сено) — иностранные, плюс упаковка. В сумме получаются совершенно другие показатели».

Александр СОБОЛЕВ, предприниматель, инвестор:

«Очевидно, что ближайшие два года будут тяжелыми для страны в целом и для простых граждан в частности. При оптимистичном сценарии цены на основные группы товаров вырастут минимум на 20 процентов, а скорее всего на 60-80 процентов. Есть опасение, что зарплаты такими темпами расти не будут. Конечно, патриотичные ожидания об окончании «унижения» страны наличием 70 процентов товаров иностранного производства могут быть подкреплены идеями развития возрождения русского товаропроизводителя. Но на создание любого производства требуется не менее 16 месяцев. Это подбор площадки, изменение назначения земли, подвод коммуникаций, заказ и монтаж оборудования, покупка сырья. При этом уверенности, что режим санкций продержится так долго, а российские товары получат конкурентное преимущество на рынке — нет. Проблема даже не в этом. Западные санкции точно ударили в банковский сектор. Думаю, что для бизнеса в следующем году получить кредит на нормальных условиях будет почти невозможно. Нет денег — нет развития, нет рывка.

Приведу несколько зарисовок, характеризующих предкризисное состояние:

  1. После Нового года несколько знакомых китайских бизнесменов сворачивают торговлю на «Шанхайке» — невыгодно. Следующая партия товара будет уже по новым ценам, русские не смогут покупать.
  2. Знакомые возят промышленные компоненты из Тайваня и Таиланда. В декабре было выгодно быстро перекупить у мелких конкурентов в Москве или даже в регионах, нежели покупать доллар и везти из-за рубежа.
  3. В декабре позвонили трое знакомых и предложили купить квоты на китайских рабочих за небольшие деньги. Еще три месяца назад за квоты была борьба, а сейчас платить китайцам в юанях нереально дорого.
  4. Сотрудники моей компании (программисты) проживают на острове Самуи (Таиланд) и работают дистанционно. Раньше при зарплате в 90 тыс. рублей (три тысячи долларов) они были королями в Таиланде. Теперь их заработок составляет только 1400 долларов. Они возвращаются в Россию, потому что здесь 90 000 рублей — пока еще большие деньги.

Кризис — это время возможностей, прорыва на социальном лифте сильных и уверенных в себе людей. Можно дешево купить активы, зайти на новые рынки. Это время для экспорта. Затягиваем пояса и рабооотать...«.

Виктор ЗАХАРОВ, директор ООО «Сервико»:

«Конец года — время подводить итоги. 2014 для «Сервико» не стал годом больших прорывов, но все, что мы планировали — выполнено. Коррективы в планы развития компании вносит непростая экономическая ситуация в стране. Те, кто подходит к кризису наименее подготовленным, с плохо сбалансированным ассортиментом, чрезмерно раздутыми затратами, неминуемо столкнутся с серьезными трудностями. Любая сложная ситуация дает небывалые возможности улучить момент и превратить кризис в шанс, крепко взять в свои руки инициативу развития. Нам необходимо укрепить уверенность, набраться сил в неблагоприятной ситуации, стараться превратить вызовы в импульс, открыть себе еще большее пространство для развития, повысить способности нашей компании противодействовать рискам.

Виктор БРОНШТЕЙН, предприниматель:

«Состояние печальное, в стране очень много скрытого импорта. Производим мы местную курятину, а цыплят или яйца для будущих цыплят мы поставляем из Голландии. Картошка — импортные семена, потому что свои долго не хранятся в промышленных объемах. Хлеб — то же самое, на его производство идут всяческие разрыхлители, улучшители вкуса и так далее. Все это валютный товар, импортная составляющая производства. В регионе почти нет заводов, так что сокращение в первую очередь начнется с торговли. В этом секторе будут огромные сокращения. Куда пойдут работать эти люди? В сельское хозяйство? Навыков нет, да и кто готов принять большую массу необученных работников? Начнется безработица, а это самое страшное.

Что касается нынешней ситуации, то пока еще падение спроса не чувствуется, идет „пир перед чумой“. В стране большие запасы, цены не растут, пока эти запасы продаются. Импортные производители (техники, автомобилей) поднимают цены непропорционально росту валюты. Такое ощущение, что одни продают и зарабатывают перед лихими временами, другие успевают покупать. Как правило, это товары длительного пользования от телевизоров до машин. Проблемы начнутся с апреля, а самое сложное время настанет через год. Страна фактически находится в войне, так что надо к этому относиться с пониманием ситуации. Так что, советую по-глупому деньги не тратить, еще пригодятся».

Стас ЯЦКЕВИЧ, владелец магазина автозапчастей:

«Спрос на автозапчасти и расходные материалы упал, но не сильно. Автовладельцы тянут с ремонтом и заменой до последнего, в итоге приходится покупать больше запчастей, делать больше замен. Ездить все равно будут, так что спрос на товары останется. Произойдет переток на дешевые марки, это уже сейчас заметно. Например, Мобил поднял стоимость масла на 25–30 процентов, Шелл уведомил о поднятии цен на 21,5 процент на весь ассортимент с 15 декабря. Когда люди узнают о повышении на Шелл, часто отвечают: «Значит будем переходить на наше, например, на „Лукойл“, который тоже планирует повышение на 9 процентов с 1 января 2015 года.

Многие дилеры масел и автозапчастей „сидят“ на кредитах, стоимость которых резко возрастет из-за повышения ключевой ставки Центробанка. Плюс рост сопутствующих издержек — свет, транспорт. Отыгрывать будут на покупателях. В первую очередь кризис коснется крупных оптовых игроков — по ним ударит сильнее всего. Плохо будет и тем, кто работает на монобренде. На рынке выживут мультибрендовые фирмы, имеющие поддержку (например, московскую), минимум кредитных средств в обороте и не имеющие больших торговых запасов. Кажется наоборот, чем больше товара по старой цене, тем лучше. Можно продавать по новой цене и радоваться прибыли. Такое возможно только при сохранении спроса на прежнем уровне, при падении спроса (а он будет) товар застрянет на складе мертвым грузом. На бизнес лягут постоянные издержки: хранение, отопление, плюс ежедневное обесценивание товара. Это убыток. Действовать надо сбалансированно.

Что касается перспектив, то проблема рынка автозапчастей в его сезонности. Многие сейчас ставят машины по гаражам и ездят на общественном транспорте, потому что дешевле. Автомобилем пользуются только когда совсем невмоготу. Пенсионеры (дешевый сегмент) так делают давно, теперь очередь дошла до среднего класса. Торговля оживится летом: начнется отдых, поездки на дачи, в лес. К этому времени цены будут уже совсем другие. Так что в скором времени автомобиль опять станет роскошью, а не средством передвижения».


Яндекс.Метрика