... Иркутск
Доллар
Евро

Иркутская область живет по инерции

Программа социально-экономического развития Иркутской области в 2014 году полностью провалена: ни один из показателей не достиг «инвестиционного» уровня.

Хороший бюджет при плохой экономике

Правительство Иркутской области продолжает бить рекорды по краткости рабочих заседаний. На этот раз блиц-общение исполняющих обязанности министров и губернатора продолжалось всего 25 минут: Сергей Ерощенко зашел в зал заседаний как всегда в спешке, на этот раз ему предстояла поездка в Байкальск.

Главным вопросом на заседании правительства стал отчет министра финансов Наталии Бояриновой об исполнении областного бюджета на 2014 год («...и плановый период до 2016 года»). Это был первый бюджет области, сформированный полностью по программному принципу. В ходе исполнения бюджета в него вносились поправки в сторону увеличения как в расходную, так и в доходную части. В итоге доходы бюджета составили 99,1 млрд рублей, причем если в 2013 году собственные доходы составляли 80 млрд, то в 2014 году — 87,8 млрд. Расходы составили 110 млрд рублей, дефицит — 10,9 млрд.

— В структуре доходов областного бюджета основную часть по-прежнему составляет налог на прибыль и налог на доходы физических лиц, которые обеспечили более 60% всех доходов бюджета, — отметила Наталия Бояринова. — Иркутская область на 85% обеспечивает доходы бюджета налоговыми поступлениями, что является лучшим показателем в Сибирском федеральном округе. Область занимает третье место в СФО (после Красноярского края и Томской области) по бюджетной обеспеченности на одного жителя. На каждый рубль, полученный из федерального центра, на территории области мобилизовано в федеральный бюджет 6,7 рубля налогов, что является 18 результатов в РФ.

Социальные расходы в 2014 году составили 78% всех расходов бюджета, при этом их размер увеличился на 9,7 млрд рублей по сравнению с 2013 годом. Важно при этом помнить, что эти расходы не обеспечены ростом экономики и финансируются за счет займов. Долг области на 1 января 2015 года составлял 11,8 млрд рублей, что, по словам и.о. министра финансов, считается экономически безопасным уровнем. Три года назад, в момент прихода к власти Сергея Ерощенко, долг бюджета был ниже в четыре раза (рост к уровню 2013 года в 3,73 раза), а дефицита не было вообще.

— Работу нужно продолжать именно в таком варианте, эффективность налицо, — заявил и.о. губернатора, подводя итог выступлению министра. — Три года назад мы были в отрицательном формате, сегодня 200 млрд рублей предприятия Иркутской области отчисляют в бюджет РФ.

Вторым значимым вопросом в повестке дня значился отчет правительства о выполнении «Программы социально-экономического развития в 2014 году». Итоги, надо сказать, оказались так себе. Реальный валовый внутренний продукт составил всего 101,9% к уровню 2013 года. Это ниже самого плохого «инерционного» варианта прогноза, подготовленного в 2013 году; инвестиционный же вариант предусматривал рост на 5%. Прирост промышленного производства составил 3% (чуть выше инерционного варианта); фактическая численность населения сократилась. Ввод жилья впервые за много лет снизился и не достиг плановых показателей даже по инерционному варианту: всего 0,35 кв. м вместо 0,48. Тут, впрочем, нечему удивляться: планировали выделить под строительство 2500 га, фактически выделили 520.

Вообще из 142 установленных нормативов программы инерционного значения достигли 79, ниже инерционного — 53. Про оставшиеся 10 показателей просто нет достоверных данных, они будут подсчитаны и оценены чуть позже. Из комплекса «развитие человеческого капитала» (49 показателей) инерционного уровня достиг 31, остальные оказались ниже. При этом 7 проваленных показателей относятся к министерству здравоохранения, еще 6 — к министерству образования. По направлению «создание условий для нового экономического роста» из 52 показателей 29 выполнены на инерционном уровне. Направление «пространственное и инфраструктурное развитие области» хотя бы по инерционному уровню было выполнено всего 4 показателя из 15 — остальные провалены. Даже нормативы направления «повышение устойчивости государственного управления» кое-как выполнены 15, провалены 11.

— Я это комментировать не буду, — сказал Сергей Ерощенко. — Нужно работу по экономической инфраструктуре скоррелировать с социальной, где строятся школы и садики — там должна быть поддержка предприятий.

Проблемы в деталях

А ведь было что прокомментировать. Смертность населения трудоспособного возраста в 2014 году составила 772,9 на 100 тыс. жителей, что на 25% больше программного показателя. Младенческая смертность превысила планы правительства на 11,5%, смертность от онкологии — на 7,2%, смертность от сердечнососудистых заболеваний — на 12,9. При составлении Программы правительство и губернатор были крайне оптимистичны и планировали изжить практику совместительства для врачей — вместо этого каждый врач работал на полторы ставки.

Миграционный отток молодежи хотели сократить до 0,05% — фактически оказалось 0,3% или в шесть раз больше! Стоит ли удивляться, если количество детей, обучающихся во вторую смену, должно было снизиться до 52 тыс. человек, а оказалось почти 60 тысяч. Вместо 72% выпускников областных профессиональных училищ, устроившихся на работу по специальности в первый год, смогли устроиться всего 57. И это не удивительно: всего 32% таких учреждений обеспечено наглядными пособиями (вместо 37), лишь 23% преподавателей и мастеров производственного обучения прошли повышение квалификации (вместо 35). Несмотря на рост номинальной начисленной заработной платы доля жителей области, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, составила 18,6% вместо 17.

Блок «Модернизация существующих и развитие новых производств» тоже не особо радует глаз. Текстильное и швейное производство вместо роста на 4,5% дало падение на 23, производство обуви сократилось на 4,4%. Вместо 220 км лесовозных дорог построено всего 9 км. Расходы областного бюджета на компенсацию разницы тарифов ЖКХ для населения превысили норматив на 500 млн рублей. Лишь 40% дорог регионального значения соответствуют нормативам; почти половина коммунальных сетей требуют срочной замены и точно такая же доля коммунальных организаций является убыточными.

Весьма ярким показателем общего неблагополучия в области являются два показателя: в общественных местах и на улицах совершено 12 тыс. 638 преступлений (плановый показатель — 9,5 тысяч), несовершеннолетние участвовали в 1 тыс. 931 преступлении.


Яндекс.Метрика