... Иркутск
Доллар
Евро

В Иркутской области все чаще жертвами мошенников становятся несовершеннолетние

В Иркутской области все чаще жертвами мошенников становятся дети и молодежь. О том, как «разводят» младшее поколение, рассказали начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД по Иркутской области Александр Сверлов, представитель управления по борьбе с киберпреступлениями ГУ МВД по Иркутской области Дина Наумова, Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Татьяна Афанасьева, директор ОГКУ «Центр профилактики социально-негативных явлений в молодежной среде» Олеся Шубкина, заместитель декана кафедры социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии факультета психологии Иркутского госуниверситета Иван Глебец.

Дина Наумова отметила, что в России в прошлом году от аферистов пострадали 2937 несовершеннолетних, рост числа таких мошенничеств составил за год 27 процентов. В Иркутской области под влияние преступников попали около 50 подростков – преимущественно 15-17 лет. Многих из них заманивают возможностью легко получить хорошие деньги – а в результате заставляют работать курьерами мошенников или дропперами, предоставляющими свои карты для сомнительных операций и отмывания денег. При этом подростков убеждают, что речь идет о помощи пенсионерам, безобидных банковских операциях и так далее. И даже те молодые люди, которые осознают сомнительность своих действий, не думают о том, что им за такие поступки грозит реальное уголовное наказание.

А в этом году все больше развивается новое веяние – мошенники угрозами и обманом заставляют школьников и студентов отдавать им все деньги и драгоценности родителей, рассказал Александр Сверлов. С начала года в Прибайкалье зарегистрировано 10 таких случаев. На молодежь выходят под самыми разными предлогами – причем с учетом реальных жизненных ситуаций ребят, которые «считывают» по их соцсетям. С ними связываются от имени автошколы, если они учатся на права, по поводу пересдачи – если они сдают ЕГЭ или ОГЭ, от имени поликлиники и так далее. При этом используются даже дипфейки – так, подросток узнал голос «позвонившего» ему завуча школы, сообщившего, что код из СМС нужен для того, чтобы заново зарегистрировать «слетевший» электронный дневник. Звонят чаще всего через мессенджеры – телеграм и ватсап, особенно – ватсап.

Цель всех этих манипуляций – заставить отправить мошенникам код доступа от Госуслуг. Потом с молодым человеком через мессенджеры связываются якобы представители Госуслуг/ФСБ/Центробанка и так далее, сообщая, что из-за их глупости аккаунт Госуслуг взломали, «данные утекли на Украину» и теперь их родителям грозит обвинение в поддержке украинского режима и терроризма. Угрожая возбуждением уголовного дела и предстоящим обыском, молодым людям предлагают в качестве альтернативы «видеообыск» (несуществующее юридическое понятие – прим. полиции). Жертву заставляют перевести звонок в видеорежим и дают рекомендации, где именно надо провести «обыск» – в шкафах и других местах, где обычно хранят ценности.

После обнаружения чего-то ценного, аферисты дезинформируют своего собеседника о нововведениях в законодательстве, согласно которым, якобы, нельзя дома хранить незадекларированную наличность, особенно валюту, и ценности. После чего ради спасения родителей предлагают найденную валюту обменять на рубли и передать в «специальную ячейку» в ЦБ, а ювелирные украшения передать «сотруднику» для их оформления. Родители о случившемся узнают чаще всего не сразу – дети молчат из-за испуга и чувства вины. В регионе такие случаи уже зафиксированы в Иркутске, Ангарске, Усоле-Сибирском, Братске, Усть-Куте. Сумма ущерба в результате составила суммарно около 10 млн рублей.

При этом Александр Сверлов еще раз напомнил, что сотрудники правоохранительных органов никогда не звонят людям через мессенджеры. В исключительных случаях они могут позвонить с городского телефона – и только для того, чтобы пригласить для беседы в отделение.

Кроме того, растет число махинаций в играх, стримах и соцсетях, где детям и подросткам предлагают продать, купить, сдать в аренду игровой аккаунт, купить игровую валюту, скины и так далее. Мошенники свои предложения очень правдоподобно обставляют – вроде, «распродажи только для своих». Деньги дети переводят напрямую продавцу. Чаще всего речь о не слишком больших суммах – сегодня почти у вех ребят есть свои банковские карты с деньгами «на карманные расходы», однако был и прецедент, когда подросток воспользовался картой матери и на 250 тысяч рублей апгрейдил своего игрового персонажа.

Также растет число мошенничеств с использованием гипербуллинга и дипфейков. Аферисты создают фальшивые изображения интимного характера – ребенка или его родных. И через них шантажируют ребенка, угрожая слить видео в сеть, если тот не выполнит требования. Пока такой вариант мошенничества очень распространен на западе страны, но полицейские уверены, что скоро он доберется и до Приангарья.

– В основном мошенники ловят подростков на эмоциях, потом они из страха или стыда боятся рассказать о случившемся родителям. Поэтому очень важно интересоваться происходящим с ребенком – в какие игры он играет, с кем там общается, но ни в коем случае не обвинять, иначе он замкнется. Надо им объяснять, что никому ни при каких условиях нельзя передавать свои данные. Я ребенку говорю, что даже если звоню тебе я и прошу продиктовать код, ты не диктуешь, а перезваниваешь мне, – говорит Дина Наумова.

Татьяна Афанасьева добавила, что за минувший год, по статистике, 83 процента жителей России получили звонки от мошенников, так что от этого никто не застрахован.

– Для каждого из нас найдется своя легенда, в которую мы поверим. Нужно в разговоре сразу реагировать на слова «код», «деньги», «кредит» – и сразу прерывать разговор, – сказала омбудсмен.

Она также отметила, что следует отслеживать активность детей в соцсетях – какую информацию они там выкладывают, поскольку она может помочь мошенникам к ним подобраться. Некоторые даже публикуют свои номера телефонов – нужно объяснять детям недопустимость этого.

– Надо быть открытыми с детьми, предупреждать об опасности, в качестве примеров рассказывать даже о подобных покушениях на вас. Потому что мы часто думаем, что такого с нами не произойдет. Детям с родителями надо определить кодовое слово – ведь не все дети могут переступить воспитание в разговоре со взрослыми, резко прервав разговор. Речь идет о таких словах, как «код», «деньги» и так далее, – говорит Татьяна Афанасьева.

Иван Глебец отмечает, что беспокойство родителей должно вызывать подавленное состояние ребенка, спутанность мыслей – это может означать, что он находится под давлением мошенников.

– Такое состояние ребенка в любом случае – не очень хорошо, надо общаться с ребенком, интересоваться его жизнью, чтобы он мог искренне поговорить, но не обвинять его ни в коем случае, – говорит психолог.

Представители ГУ МВД отметили, что «взлом» Госуслуг на самом деле не может быть чреват ничем более серьезным, чем получение на имя человека микрокредита. В этом случае главное – вовремя спохватиться, чтобы обратиться в полицию в тот же день, когда кредит оформили. В этом случае микрофинансовая организация не сможет взыскать с него деньги.

Если же человек стал жертвой мошенников и не сразу это осознал, то надо первым делом заблокировать банковские счета, обратиться в МФЦ для смены паролей к Госуслугам, а затем – в полицию.


Яндекс.Метрика