Период «хаотического бурления», характерный для подготовительного периода к избирательным кампаниям, подходит к концу. За три месяца до выборов в Законодательное собрание Иркутской области завершается оформление политического ландшафта, становится ясно, «кто, с кем и против кого», закрывается «окно» для переходов, перестановок, смены или корректировок идеологических акцентов и организационных построений. Наступает некая пауза, после которой стартует уже формализованная избирательная кампания.
При этом важность завершенного этапа весьма велика, так как в решающей степени результаты политических партий и отдельных кандидатов предопределены уже сейчас, в ходе предварительного этапа. Дальше — классический обмен ударами, когда каждый из участников предвыборной гонки обязан — таково распределение ролей — быть активным, но тем не менее в таких условиях уже трудно склонить чашу весов в свою сторону. Это, кстати говоря, понимает нарастающее число избирателей, особенно в крупных городах. Иными словами, у правила «Не суди о кандидате или партии по предвыборной кампании» довольно много сторонников. Кроме того, завершившийся этап традиционно интереснее, чем финальная часть «забега во власть», — теперь предстоит маршевый, крейсерский участок, прогнозировать рисунок которого легче, чем в отношении начального этапа («разогрева участников»).
Поэтому кратковременное затишье, связанное с переходом избирательной кампании из одного (неофициального) качества в другое (официальное), — подходящий момент, чтобы оценить общественно-политическую обстановку в Иркутской области в начале лета. Упоминание лета не случайно еще и потому, что именно сейчас (примерно до середины июля) часть активных участников предстоящих баталий, особенно те, у которых прочные административно-финансовые тылы, рискнула взять тайм-аут для отпусков. При этом для них все же сохраняется угроза несколько «отстать от поезда», хотя, с другой стороны, имеется хорошая возможность «второго темпа», когда свежий участник предвыборной кампании, появившись на политической авансцене (опять же при условии крепких тылов) лишь к августу, может затмить «агитационных стайеров».
В этом смысле изрядно поднадоевшим и задействовавшим практически все ресурсы выглядит Иркутское региональное отделение партии «Единая Россия». ИРО «ЕР» и его кураторы на федеральном уровне уже сейчас произвели практически все действия, направленные одновременно на привлечение и испуг колеблющихся избирателей. В данном случае испуг используется как психологический эффект, тоже направленный на расширение политической базы за счет тех, кто готов голосовать за «Единую Россию» не «по-хорошему», а «по-плохому». Эта часть избирателей боится перспективы поддержать «не победителя» и стремится примкнуть «к сильному», который «все равно победит и накажет всех, кто против».
Вместе с тем именно у «Единой России», и только у нее, солидный запас административно-финансовой и медийно-политической прочности, позволяющий рассчитывать на эффективность затяжной кампании. Более того, «Единая Россия» была вынуждена рано стартовать, чтобы сразу же, «с порога» показать местной элите, что она по-прежнему «назначена победить», так как в Кремле сделаны ставки только на «ЕР». Такая тактика призвана избежать разброда и шатаний среди местных руководителей, многие из которых поначалу колебались в отношении «Единой России». Психология управленческой элиты не терпит пустоты, и любые намеки, тенденции, признаки, что можно голосовать «не по команде» и «за это ничего не будет», таят в себе угрозу для «ЕР».
Отсюда спешное переманивание в ряды «Единой России» даже тех, кто оттуда недавно вышел (например, Александра Битарова и Алексея Красноштанова), жесткое включение (при ключевом участии федерального руководства) в орбиту влияния «ЕР» губернатора Сергея Ерощенко, отсюда и подключение административного ресурса в отношении традиционной базы поддержки «ЕР» — населения сельской местности и малых городов. Наконец, заметна активизация и неформальной площадки «Единой России», ее «приводного ремня» (по аналогии с КПСС) к массам — Общероссийского народного фронта (ОНФ). Эти факторы могут серьезно помочь «ЕР» на выборах, однако говорить об этом как о свершившемся факте все же рано.
Во-первых, эффект «надоедливости» сказывается и в отношении «Единой России». После подключения указанных выше факторов значительное число избирателей уже трудно чем-то удивить. Вместе с тем достаточно широкие слои населения настроены против «Единой России» жестко и категорично, а поэтому паллиативы (вроде «губернаторского фактора») не способны изменить их настроения. «Жаль, если кто-то из уважаемых нами людей связался с этой нехорошей компанией» — такое мнение в отношении «ЕР» весьма расхоже и означает, что неприязнь к «партии власти» сильнее других обстоятельств. На практике такая ситуация уже проявилась в Иркутске на выборах в Государственную думу в декабре 2011 года, когда многолетний оппозиционер Антон Романов вдруг стал баллотироваться от «ЕР», хотя и под маскировочной вывеской ОНФ. Судя по результатам голосования в Иркутске, большинство сторонников Романова не поддержали его позицию, посчитав как раз, что «Антон Васильевич связался с не теми людьми». Иными словами, антипатия к «ЕР» бывает весомее былой поддержки лидеров общественного мнения, перешедших на сторону «Единой России».
Кроме того, передвижка выборов на начало сентября, а избирательной кампании на лето, произведенная по инициативе руководства страны и «Единой России», может не привести к запланированному эффекту. В частности, с 1 июля возрастают тарифы на коммунальные услуги, а также вступают в действие еще несколько положений относительно сферы ЖКХ, которые явно не поддерживаются большинством избирателей (принуждение к установке счетчиков расхода воды, расширение полномочий домовых комитетов, внесудебное осуществление ряда процедур и др.). К началу сентября реализация этих мер начнет ощущаться. Наиболее вероятное последствие: отток голосов от «Единой России» к, прежде всего, КПРФ (учитывая специфику недовольства избирателей и доминирующие умонастроения). Другие малые партии, чтобы получить хотя бы часть голосов «дополнительного протеста», могут попытаться «перекапээрэфить КПРФ», увлекшись левой риторикой, однако результат такого разворота будет скромным, так как на левом поле коммунисты — безусловные фавориты, а к новым персонажам, вдруг оказавшимся в этом же секторе настроений, преобладает недоверие. Тем не менее для «Единой России» этот сценарий в любом случае нежелателен.
Малые партии стоят перед проблемой «попасть в струю» массовых настроений и стереотипов, оставшись при этом в четкой оппозиции к «ЕР» (речь в данном случае не идет об ЛДПР, которая, по большому счету, может занимать хоть какую позицию). Одна из спорных установок — пытаться вслед за «ЕР» и КПРФ работать, прежде всего, с пожилыми избирателями и работниками бюджетных учреждений. Бесспорно, эти слои избирателей наиболее активны на выборах. Но, с другой стороны, именно здесь и наиболее острая конкуренция между партиями, причем административный ресурс и неофициальный лозунг «только бы не было хуже, а этих мы хотя бы знаем» в исполнении «ЕР», а также левая риторика КПРФ оставляют другим партиям мало шансов. В итоге можно истратить много времени, сил и ресурсов для работы в этом сегменте предвыборного поля, а получить мизерный эффект.
Более перспективными выглядят «недружные, атомизированные», но относительно слабо воспринимающие воздействие со стороны «ЕР» и КПРФ представители малого бизнеса и молодежь. Они все же составляют существенную часть населения, особенно в больших городах. Вместе с тем нежелание и неумение работать в этих слоях присущи целому ряду партий, в том числе тем, чья программа, имидж, стиль, мировоззрение, казалось бы, максимально приближены именно к этим слоям избирателей. Кроме того, имеет довольно широкий спрос тема равноправия сибирских регионов (и прежде всего Иркутской области) по отношению к западной части России и особенно Москве. «Регионалистскую» риторику, вплоть до сепаратистских идеологем и лозунгов, уже используют некоторые участники выборов «второго плана» (например, Союз горожан). Весьма спорно, следует ли применять радикальную версию «регионализма», однако остальные партии вообще избегают этой темы (возможно, имея в виду и нежелательную для них вероятность ссоры с вертикально интегрированными компаниями). Между тем умеренный регионализм не только эффективен в предвыборном отношении, но и объективно отвечает реальному положению вещей и настроениям многих избирателей. К тому же на этом направлении «Единая Россия», безоговорочно выполняющая любые установки из Москвы, может быть объектом для убедительной критики.
Остальной перечень проблем, актуальных для избирателей, по-прежнему возглавляют недовольство ростом цен (и примыкающим к нему уровнем доходов), ситуация в ЖКХ и с преступностью.
Тем временем минувшая неделя отмечена неброскими, но, по существу, весьма значимыми и знаковыми событиями. Так, продолжалась «подковерная возня» вокруг обнародования результатов общеобластных «праймериз» «Единой России». С большой долей вероятности ведущая пятерка регионального списка кандидатов в депутаты ЗС от «Единой России» будет выглядеть так: Сергей Ерощенко, Людмила Берлина, Сергей Брилка, Виктор Шопен, Александр Вепрев. Не менее важно, что проведение так называемого народного голосования 1 июня еще раз выявило политическую пропасть между крупными городами Приангарья (прежде всего, Иркутском) и глубинкой (селом и малыми городами). Если в Иркутске, Ангарске, Братске подавляющее большинство избирателей проигнорировали партийное голосование и даже не желали ничего о нем знать, то в других населенных пунктах зачастую правил бал административный ресурс, с помощью которого явка порой достигала 15 процентов и даже больше. В реальности «праймериз» 1 июня — это провал «Единой России», и весь вопрос в том, насколько понимают это избиратели и смогут ли эффективно педалировать эту тему другие партии.
Другое событие недели — новый виток борьбы с коррупцией (задержание первого заместителя областного министра экономического развития Юлии Румянцевой, продление срока ареста начальника областного ГИБДД Сергея Панченко). В принципе необходимость борьбы с коррупцией мало у кого вызовает возражения, однако ведется она в таком режиме, что остаются сомнения, нет ли здесь «выборочности объектов».
На фоне изменчивости политического рисунка подчеркнуто предсказуемо и плавно подвела итоги отчетного 2012 года системообразующая для региональной экономики компания «Иркутскэнерго». Реальная отчетность (с плюсами и минусами) и высокие дивиденды для акционеров сопровождались заменой генерального директора компании. При этом позитивный контекст для уходящего гендиректора Евгения Федорова — это не проявление «политеса», а реальная оценка: Федоров с большой долей вероятности идет на повышение, причем речь, возможно, о назначении на должность заместителя министра или даже на должность министра энергетики РФ. В свою очередь, новый генеральный директор ИЭ Олег Причко — из местных (родился, учился, работал в Иркутской области), и это удачный имиджевый момент для «Иркутскэнерго».