Конкурс на строительство нового иркутского аэропорта будет объявлен в этом году, а новый международный терминал в имеющемся может появиться уже к концу следующего года. Об этом депутатам Законодательного собрания Иркутской области сообщили на очередной сессии представители исполнительной власти региона. При этом скептиков призвали не оценивать известные им факты исключительно с точки зрения рынка и конспирологии и напомнили, что в прежние времена на территории Прибайкалья действовало 23 аэропорта, а сегодня осталось девять, да и те чувствуют себя далеко не бодро. В смысле перспектив восстановления прежней сети локомотивом процесса должен стать новый аэропорт Иркутска.
Повестку дня постулировали следующим образом. Окончательно переданный к середине прошлого года в собственность Иркутской области «Международный аэропорт Иркутск» — один из последних крупных неприватизированных в стране — правительство региона не намерено продавать ни в коем случае. При этом именно такой вариант пока интересовал большинство крупных игроков на соответствующем рынке, которые уже присматривались к означенному объекту. Но 3, 5 или даже 7 предложенных желающими обрести иркутский аэропорт миллиардов рублей когда-нибудь закончатся, а проблемы авиасообщения в Иркутской области останутся, а они болезненно ощущаются не только в пассажирских перевозках на ее территории, но и в санитарной авиации, охране лесов и пожаротушении, в сельском хозяйстве при обработке полей.
Даже без возможности покупки такие потенциальные объекты «на выданье» с нераскрытыми экономическими перспективами вполне привлекательны. Потому что в стране их осталось не так много. Поэтому Иркутская область вполне может требовать с желающих браться за развитие ее авиаузла заботу и о «девятерых по лавкам» малых аэропортов, а также строительство нового аэропорта и модернизацию имеющегося. На сегодня российская компания «Новапорт» без всяких гарантий для себя решила несколько потратиться на Прибайкалье в смысле финансовых и интеллектуальных расходов с тем, чтоб потом на общих основаниях участвовать в грядущем конкурсе среди инвесторов, уже настроившись, к слову, вложить в дело в случае успеха до 20 млрд рублей. Никаких гарантий «Новапорту» правительство региона не давало, и он, по сути, своими вложенными до конкурса на строительство миллионами будет просто рисковать. Остальные стоящие в стороне и присматривающиеся к аэропорту силы именно такой готовности пока не выражали. Впрочем, власти региона надеются, что в итоге начатого процесса постройкой нового аэропорта Иркутска займется целый пул инвесторов.
А расходы на данном этапе необходимы, и для области они были бы довольно серьезной нагрузкой. Те 400 млн рублей прибыли, что получил за 2016 год иркутский аэропорт, нужны ему самому на минимальные мероприятия развития. А прежде чем привлекать необходимых инвесторов для масштабных авиационных перемен, надо точно знать, чем именно мы их заманиваем. Соответственно, надо оценить имущество и сегодняшние реальные экономические перспективы всего комплекса иркутского авиаузла (включая аэропорты севера области), разработать проектно-сметную документацию для реконструкции старого аэропорта и актуализировать разработанную в 2005–2007 годах документацию по новому аэропорту (на нее в свое время около 400 млн рублей потратила Росавиация как заказчик, еще 80 млн рублей добавляла область).
Все это требует финансов и высококвалифицированных специалистов. Именно такова миссия учрежденной 2 марта в равных долях иркутской «дочкой» «Новапорта» и Корпорацией развития Иркутской области управляющей компании — АО «ИркутскАэроинвест». Когда перечисленные задачи будут ею решены, тогда никто и ничто не будет мешать другим желающим браться за иркутский авиаузел. Впрочем, никто не мешал им делать это и сейчас — по примеру «Новапорта». Все делается в рамках закона, а границы русла процесса бдят уполномоченные на то органы. Так, антимонопольная служба отменила на днях объявленный конкурс на оценку имущественного комплекса аэропорта, считая, его следовало открыть для всех предприятий без ограничений в части опыта и квалификации, даже для малых форм собственности. Как разрешится этот вопрос — покажет время, но, в любом случае, дело идет дальше.
Еще одним вопросом, живо заинтересовавшим депутатов, стала смена формы организации акционерного общества «Международный аэропорт Иркутск» с открытого на непубличное. Некоторые парламентарии высказали опасение, что это позволяет в закрытом режиме распоряжаться означенной собственностью региона. Им указали, что статус общества зависит от количества акционеров, а акционер единственный — правительство региона, поэтому на внешний рынок акции предприятия выводить не планируется. Соответственно, АО стало непубличным.
Остановились и на выборе площадки для нового аэропорта. Депутатам сообщили, что потенциальных локаций 6–7. В том числе, уже трижды — в 1995, 1996 и в 2008 году — завернутый Главгосэкспертизой вариант расположения комплекса возле расположенной в 25 км от Иркутска деревни Позднякова. Впрочем, и этот вариант является рабочим, поскольку позиция Минобороны по поводу осложняющих дело в этом (и в других) случае объектов в его ведомстве, возможно, изменилась. Вариант с Позднякова привлекателен тем, что для этой территории проводилось полномасштабное проектирование, даже с использованием этих наработок стоимость реализации проекта оценивается в миллиарды, ведь нужно возвести не только сам объект, но и обеспечить инфраструктуру, включая дороги. В любом случае, еще одним аргументом, который мешает однозначно указать место на карте, является неизбежность непредсказуемого роста аппетитов собственников земли. Перед компанией «ИркутскАэроинвест» стоит, кроме прочих, задача оценить все когда-либо предложенные для размещения нового аэропорта площадки.
Еще одной проблемой, которую придется решать на пути к восстановлению адекватной потребностям системы авиасообщения Прибайкалья, является разнородность организационно-правовых форм малых аэропортов: где-то они частные, где-то — муниципальные. Тем не менее, правительство намерено «собрать» их воедино, тем более что в нынешнем своем состоянии они далеки от процветания. Первыми аэропортами, путь которых в цивилизацию хотят ускорить, являются объекты в «золотом» Бодайбо, где до сих пор земляная «взлетка», и в Усть-Илимске. Для модернизации последнего будут привлечены, в частности, инвестиции группы «Илим». К слову, и государство будет активнее участвовать в этом процессе, если область продемонстрирует успехи в воплощении своего потенциала. Отвечая на вопрос депутата Владимира Матиенко, чем принципиально отличается природа их оптимизма от настроя прежних зачинателей авиапроектов, представители правительства указали именно комплексный подход к решению своей амбициозной задачи.
Депутат Александр Балабанов предложил ввести в совет директоров «ИркутскАэроинвест» представителя Законодательного собрания, Олег Кузнецов хочет получать информацию о процессе чаще, чем в квартал. Председатель Заксобрания Сергей Брилка предложил обсудить с правительством резонансную тему в июне. Дискуссию, в которой со стороны регионального правительства принимали участие премьер-министр Александр Битаров и профильный вице-премьер Руслан Болотов, подытожил в соответствии с жизненными реалиями губернатор Сергей Левченко:
— Мы занимаемся тем, чтобы люди летали по всей области. Давайте не будем пытаться все перевести на рыночные рельсы. Я с каждым инвестором потенциальным встречался, наверное, раз по десять. Ни один, кроме «Новапорта», на наши условия не согласился.