... Иркутск
Доллар
Евро

Время смелых решений: как скорректируют бюджет Иркутской области?

Накануне 57-й сессии Законодательного собрания, запланированной на 22 июня, члены комитета по бюджету рассмотрели поправки в главный финансовый документ области на 2022 год. Правительство Иркутской области предлагает увеличить государственный долг в 2,5 раза, направив средства на долгосрочные проекты.

Министерство финансов Иркутской области подготовило для депутатов большой объем информации и значительные правки в бюджет области. Министр финансов Наталия Бояринова даже назвала их беспрецедентными и отметила, что не все регионы в стране готовы пойти на такие решительные шаги: в середине года доходная часть увеличивается на 32,8 миллиарда рублей (и составит 245,6 миллиарда), расходная – на 45,98 миллиарда (что составит 267,4 миллиарда). Дефицит увеличится до максимально разрешенного законами РФ предела 11,7 процента (до 21,8 миллиарда рублей), государственный долг – до 36,3 миллиарда.

По итогам пяти месяцев 2022 года область получила 104,1 миллиарда рублей, что на 39,2 миллиарда больше, чем за аналогичный период 2021 года, и на 45,9 миллиарда больше, чем в 2020 году. Значительную, хотя и далеко не всю (20,8 из 39,2 миллиарда рублей) часть этого прироста дали нефтедобывающие компании. По оценке министра финансов Наталии Бояриновой, рост налоговой отдачи был краткосрочным, опирался на благоприятную базу экономически успешного 2021 года и в дальнейшем падение цен на нефть (по прогнозу – с 83,5 до 75 долларов за баррель) приведет к снижению налоговой отдачи нефтяников. По оценке Министерства финансов РФ, пик кризиса, связанного с проблемами экспортно-ориентированных компаний (а в Иркутской области их довольно много), произойдет в четвертом квартале 2022 года, что дополнительно осложняет работу минфина региона.

Параллельно с ростом отчислений от бизнеса в первые пять месяцев отмечался и рост налоговых отчислений по налогу на доходы физических лиц: по сравнению с фактом 2021 года на 2,5 миллиарда, а по сравнению с утвержденным бюджетом – на 1,7 миллиарда (до 49,3 миллиарда рублей). Однако министерство финансов связывает этот факт с выплатой премий за успешный 2021 год, а вот итог всего 2022 года может быть более скромным. Кроме того, федеральная налоговая служба отмечает снижение инвестиционной активности и пересматривает в сторону снижения налог на имущество организаций – он может составить 16,5 миллиарда вместо утвержденных 16,9 миллиарда. Минфин области не поддерживает эту оценку, но продолжает мониторинг ситуации.

По итогу всего года область может получить в виде налогов 186,2 миллиарда рублей, что сопоставимо с результатом 2021 года – 187,9 миллиарда рублей. Тем не менее по сравнению с утвержденным вариантом бюджета налоговые поступления предлагается увеличить на 22,8 миллиарда рублей, или на 14 процентов.

Расходная часть бюджета пополнится на 8,1 миллиарда рублей, из которых 3,2 миллиарда – на дорожное хозяйство; очередной миллиард рублей – на реконструкцию очистных сооружений Иркутска; 1,1 миллиарда – на охрану озера Байкал; 1,2 миллиарда – на модернизацию школ и создание новых мест для учебы; 1,6 миллиарда – на строительство жилья в Тулуне, решение проблем на рынке труда, здравоохранение и иные цели. С 2022 года в бюджете появляется новый финансовый инструмент – инфраструктурный бюджетный кредит из бюджета РФ. Всего на три предстоящих года область получила 11,7 миллиарда рублей под 3 процента. В том числе в 2022 году – 1,8 миллиарда на строительство тепловых сетей в Рабочем и 300 миллионов на ту же задачу в Ангарске, 600 миллионов на строительство очистных сооружений и тепловых сетей в Малой Еланке, 700 миллионов на строительство школы для жилого района «Миниполис» в Тайшетском районе и такую же сумму на очистные и котельную в Усть-Куте.

Дополнительно правительство области предлагает увеличить расходную часть областного бюджета на всю сумму дополнительных доходов (22,8 миллиарда), банковские кредиты (6,4 миллиарда), остатки на счетах и другие источники (800 миллионов), чтобы направить эти средства на повышение зарплат бюджетникам и социальные выплаты (16,5 миллиарда), субсидии организациям ЖКХ и транспорта (7,5 миллиарда), обеспечение сбалансированности местных бюджетов (2,9 миллиарда) и иные первоочередные расходы. Субвенция на образование, например, позволит профинансировать дополнительно 7,7 миллиарда рублей на заработную плату и полностью закрыть потребности 2022 года – в утвержденной редакции бюджета из 48,1 миллиарда рублей имелось только 40,4 миллиарда.

Муниципальные образования области получат дополнительно 15,7 миллиарда рублей (то есть на 14 процентов больше, чем в утвержденном бюджете), а по итогам всего года – более 110,6 миллиарда рублей. Помимо этого, пяти самым крупным городам области дадут бюджетный кредит на реструктуризацию муниципального долга, что позволит улучшить структуру долга и снизить расходы на его обслуживание в Иркутске – почти на 33 миллиона рублей, в Ангарске – на 24,5 миллиона, в Братске – на 4,4 миллиона и так далее.

Что касается государственного долга области, то, по словам Наталии Бояриновой, правительство предлагает пойти на решительные меры и увеличить его с 14,27 миллиарда до 36,3 миллиарда, то есть в 2,5 раза. Из дополнительных заимствований 4,1 миллиарда поступят как уже упомянутый инфраструктурный кредит, еще 2,6 миллиарда – как кредит на замещение муниципальных долгов, а остальные 15,2 миллиарда придется занимать у банков. Многие регионы сейчас пытаются экономить и формируют «подушки безопасности», однако губернатор области Игорь Кобзев и председатель правительства Константин Зайцев предлагают пойти другим путем и использовать все возможности, чтобы во втором полугодии постараться максимально решить проблемы области.

Контрольно-счетная палата провела собственный анализ предложений правительства и сочла планы губернатора соответствующими характеру экономики области – устойчивому в целом и готовому к динамичному развитию. Достаточно сказать, что у бюджета есть профицит, превышающий 30 миллиардов рублей. В то же время по некоторым государственным программам в проекте бюджета остается нераспределенный резерв – до 1 миллиарда рублей, что, по мнению КСП, требует внесения поправок в проект закона. Ждут поправок и в Ассоциации муниципальных образований: руководители местного самоуправления хотят понять, как конкретно будут распределены средства на объекты капитального строительства, особенно в сфере образования.

Идея увеличения государственного долга и дефицита бюджета, как и следовало ожидать, вызвала сомнения и возражения у депутатов, однако министр финансов смогла убедить, что это технический вопрос, который интересует только профессионалов финансово-экономического сектора. Погружение в более частные вопросы (строительство новой инфекционной больницы в Ангарске, например) показало, что противоречий между планами правительства и реальностью, как ее видят депутаты, больше, чем может показаться, – строительство социальных объектов растягивается на годы, заработная плата повышается в одном секторе образования, но не меняется в другом и так далее.

Максимум претензий к проекту корректировки бюджета накопился почему-то именно в комитете по здравоохранению, председатель которого Александр Гаськов перечислил несколько больниц в наиболее населенных районах области, строительство которых из года в год переносится все дальше и дальше. Больница № 8 в Ново-Ленино, например, в очередной раз получит снижение финансирования и обещание «ввести к концу 2022 года», хотя само здание давно построено и оборудование вроде бы закуплено. На 110 миллионов рублей сокращается финансирование программы строительства фельдшерско-акушерских пунктов и так далее. Впрочем, председатель комитета по сельскому хозяйству Роман Габов тоже остался недоволен увеличением расходов на сельхозпроизводство всего на 3,6 процента – самое скромное из всех отраслей.

Комитет рекомендовал сессии принять законопроект в трех чтениях сразу во время 57-й сессии.


Яндекс.Метрика