Спор вокруг льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения разгорелся на заседании комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания Иркутской области 22 сентября. Ассоциация муниципальных образований Прибайкалья выступила против переноса полномочий по установлению этих тарифов на региональный уровень, потому что мэрам виднее. Правительство области, напротив, настаивает на своем предложении, потому что в 2014 году было вынесено восемь предписаний о несвоевременном установлении тарифов, в 2015-м — столько же, а вот в первом полугодии 2016 года — уже 12.
Дело в том, что в ряде городов водоснабжением занимаются муниципальные предприятия и мэры хотели бы сохранить контроль над ситуацией. Однако при этом тарифы не меняются по несколько лет, предприятия недополучают прибыль, а потом не могут провести ремонты и другие необходимые работы. Компенсировать выпадающие доходы муниципальным предприятиям и поставщикам приходится за счет областного бюджета. Администрации некоторых городов, накопив по 100 млн рублей долга, обжалуют постановления прокуратуры об изменении тарифов в суде и настаивают на своей точке зрения, вопреки всякой логике. При этом в тариф для населения включаются расходы на оплату санаторно-курортного лечения работников МУПов, путевок для их детей, проведение праздников для первоклассников и так далее — при том, что еще в 2013 году было запрещено включать в тариф непроизводственные расходы.
Депутат Геннадий Истомин напомнил, что экс-руководитель МУП «Водоканал» Иркутска Сергей Винарский несколько лет назад заключил договоры на производство работ и подключение к сетям, собрал деньги и покинул город до того, как были выполнены обязательства предприятия. Городская администрация не смогла ни проконтролировать эту ситуацию, ни выполнить обязательства МУПа перед заказчиками.
— Это, конечно, мелочь на фоне программ в несколько миллиардов, которые нужно исполнить, но и эта мелочь говорит нам о необходимости усилить контроль за деятельностью «Водоканала», — заявил Истомин.
Здесь представители АМО почувствовали, что чаша весов склоняется в сторону правительства и предложили поделить муниципальные образования на «чистых» и «нечистых», разрешив первым продолжать регулирование тарифов, а вторых передать под опеку областных властей. Депутаты решили, что это вопрос скорее второго чтения законопроекта и вынесли его на сессию.