Мэры, участвовавшие 20 апреля в заседании комиссии по экономическому развитию и финансам при Региональном совете Иркутской области, решили не поддерживать выдвинутые главами Ангарска и Братска Сергеем Петровым и Сергеем Серебренниковым законодательные инициативы по перераспределению налогов между областным и местными бюджетами. Заседание прошло под сопредседательством руководителя аппарата губернатора и правительства Иркутской области Дмитрия Чернышова и мэра Зимы Андрея Коновалова, присутствовали 18 из 20 входящих в комиссию глав муниципалитетов второго уровня.
Сергей Петров внес законопроект, предлагающий перераспределить в пользу местных бюджетов дополнительные 20 процентов от налога по упрощенной системе налогообложения (УСН) и 5 процентов налога на доходы физических лиц (НДФЛ) только в пользу девяти городских округов. Сергей Серебренников выступил с инициативой передать также в пользу девяти городских округов 100 процентов транспортного налога.
Министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова напомнила членам комиссии, что по консолидированному решению с 1 января 2017 года из областного в местные бюджеты было передано 30 процентов УСН и дополнительные 5 процентов акцизов на нефтепродукты. Суммарно объем этих отчислений составил 1,9 млрд рублей, из которых около 1,6 млрд рублей – мобилизованный 30-процентный УСН. 70 процентов от этой суммы распределилось в пользу трех крупных городов – Иркутска, Братска и Ангарска. На оставшиеся муниципальные образования пришлось всего 30 процентов. При этом районы увеличили собираемость собственных доходов на своих территориях на пять процентов, а городские округа лишь на процент.
– О чем это свидетельствует? О том, что городские округа, получив дополнительные нормативы отчислений, не смогли организовать работу с собственной доходной базой, а скорее всего, надеялись на прирост за счет переданного норматива. А муниципальные районы, у которых переданный 30-процентный налог составлял не очень большие суммы, вынуждены были дальше в течение 2017 года вести очень сложную работу со своим предпринимательским сообществом, в первую очередь, по наращиванию собственных доходных источников, - отметила Наталия Бояринова.
Также министр финансов региона обратила внимание на то, что в немалой степени прирост по УСН произошел за счет новых субъектов малого и среднего предпринимательства, которые в связи с изменениями в федеральном законодательстве получили право перейти на данную систему налогообложения. Еще один факт, характеризующий работу органов местного самоуправления, – это объем недоимки по УСН, который в 2017 году увеличился почти в полтора раза. 26 муниципальных образований второго уровня из 42 не смогли не только удержать недоимку на уровне 2016 года, но и нарастили ее.
Далее Наталия Бояринова перешла к теме выпадающих доходов областного бюджета в случае принятия означенных инициатив. По предварительной оценке, передача на муниципальный уровень дополнительных нормативов отчислений по УСН и НДФЛ лишит региональную казну 2,9 млрд рублей. Причем 1,7 млрд рублей в виде пяти процентов НДФЛ перераспределятся только в бюджеты городских округов – так построена законодательная инициатива. 2,3 млрд рублей из общей суммы, или 79 процентов, будут зачислены в бюджеты Иркутска, Братска и Ангарска. Всем остальным муниципальным образованиям достанется около 0,6 млрд рублей. Законодательная инициатива мэра Братска также дополнительно заберет 1,4 млрд рублей, которые перераспределятся в пользу городских округов.
– При этом ни по первой, ни по второй законодательным инициативам к внесенным документам не представлены финансово-экономические обоснования, не указаны объемы выпадающих доходов областного бюджета, и также не указаны источники, за счет которых должны компенсироваться эти выпадающие доходы, – подчеркнула Наталия Бояринова.
– В случае принятия этих законопроектов будут нарушены принципы бюджетной системы. Население области живет не только в Иркутске, Ангарске и Братске, 55 процентов людей проживает в других территориях. Для всех жителей должны быть равные условия, поэтому, коллеги, предлагаю не поддерживать законопроекты, выдвинутые двумя городскими округами, – предложил Игорь Жук, исполняющий обязанности мэра давшего отрицательное заключение на инициативы Иркутского района.
С этим мнением были солидарны все участники заседания, кроме исполняющего обязанности мэра Ангарского городского округа Михаила Головкова.
Дмитрий Чернышов подчеркнул, что средства, предлагаемые законодательными инициативами к перераспределению, уже расписаны в областном бюджете, поскольку в области действует трехлетний бюджет. Это, в частности, и финансовая помощь муниципалитетам на выравнивание и сбалансированность, и деньги на строительство и капремонт социальных объектов.
– Мэры решили не поддерживать данные инициативы, поскольку они понимают, что это несет разбалансированность областного бюджета, соответственно, снижение финансовой помощи почти всем территориям, поскольку из 4,2 млрд рублей выпадающих доходов практически 80 процентов уходит в бюджеты трех городов – Иркутска, Братска, Ангарска. Это недопустимо для других территорий области, поскольку у нас 42 муниципальных образования второго уровня, а выгоду получают три. Я считаю принятое решение взвешенным, мэры хорошо понимают принципы межбюджетных расчетов. На комиссии были споры, обсуждение, но результат голосования говорит о единодушии глав территорий, – подытожил Дмитрий Чернышов.
Фото с сайта «НикаTV»