Публичные слушания по проекту бюджета Иркутской области на очередной год являются неотъемлемой частью бюджетного процесса. Слушания проводятся накануне той сессии Законодательного собрания, на которой бюджет обсуждается в первом чтении. В 2016 году сессия запланирована на 23 ноября, а слушания состоялись 18-го.
Организатором слушаний стал комитет по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС, поэтому роль ведущего досталась его председателю Наталье Дикусаровой. Она напомнила, что по областному закону в слушаниях могут принимать участие не только участники бюджетного процесса, но и многие общественные организации, должностные лица. «С особым удовлетворением» Наталья Дикусарова отметила, что в слушаниях принимают участие и некие «простые граждане», которые заранее подали заявки и прибыли на мероприятие. Из других участников были отмечены министры областного правительства — они прибыли почти в полном составе, хотя заранее было понятно, что все внимание достанется министру финансов Наталии Бояриновой.
Фото Яны Ушаковой
Глава минфина представила участникам слушаний основные параметры бюджета, сформированного в соответствии с прогнозом социально-экономического развития и изменениями в федеральном законодательстве. По оценке правительства, в предстоящем периоде до 2019 года область ожидает замедление темпов роста экономики. Значительной нагрузкой для региона станет перераспределение налоговых средств в пользу федерального бюджета. Министр напомнила, что для региональных бюджетов действуют четыре существенных федеральных ограничения (в том числе по размеру дефицита бюджета, уровню государственного долга и так далее), нарушения которых приведут к изъятию бюджетных кредитов — а это 6,7 млрд рублей.
Внутри бюджета 99,5 процента всех средств распределены между 17 государственными областными программами. В первую очередь деньги будут направляться на заработную плату и социальные выплаты; предусмотрены средства на две новые меры социальной поддержки — ежегодная выплата для многодетных семей для подготовки детей к новому учебному году и для найма жилья.
— Под особым контролем правительства и депутатского корпуса остается вопрос о предоставлении жилья детям-сиротам. Расходы по этой статье решением губернатора увеличены с 300 до 500 млн рублей, правительство РФ на эту статью выделит Иркутской области дополнительно 386 млн рублей, — отметила Наталия Бояринова. — Социальные расходы бюджета составляют более 71 процента, или 78,5 млрд рублей. Несмотря на все сложности, бюджетные инвестиции составят 8,5 млрд рублей, они будут направлены на капитальное строительство и ремонт объектов образования, здравоохранения, дорог и так далее. На завершение переселения из ветхого и аварийного жилья заложено 2,1 млрд рублей.
Наталия Бояринова. Фото Яны Ушаковой
Министр кратко описала последствия от принятия законопроекта о перераспределении отчислений от налога на доходы физических лиц, внесенного администрацией Иркутска. По предварительной оценке, это приведет к незначительному улучшению положения дел в нескольких городских округах и муниципальных районах и существенному сокращению трансфертов для всех остальных муниципалитетов. В завершение своего доклада министр заявила: бюджет непростой, а в чем-то даже жесткий, но он полностью соответствует федеральному законодательству и отражает объективную реальность экономики области.
После этого заявления никто не стал задавать министру вопросов. Более того, единственный человек, который заранее записался с выступлением, на заседание не прибыл, и тогда слово попросил представитель администрации Иркутска Руслан Ким. Он попросил рассказать, как правительство планирует повышать уровень доходов муниципальных образований и привлекать средства из федерального бюджета. Отвечать от правительства стал заместитель председателя правительства Антон Логашов. Он еще раз обратил внимание участников слушаний на 8,5 млрд бюджетных инвестиций — это как раз те средства, которые будут направлены на развитие муниципальных образований. Более детально суммы расписаны в проекте бюджета. Руслан Ким с тяжелым вздохом, который половина зала слышала без всякого микрофона, потребовал детального описания планов правительства по работе с доходным потенциалом, с разбивкой по приоритетным отраслям.
— Бюджетные инвестиции в 8,5 млрд рублей на всю область — это очень мало, — заявил Руслан Ким, который в свою бытность областным министром слов про инвестиции ни разу, кажется, не произнес.
Фото Яны Ушаковой
Пока Антон Логашов перечислял объекты в конкретных муниципальных образованиях и описывал участие области в федеральных целевых программах, Руслан Ким громким шепотом комментировал его выступление для ближайших соседей. Тональность была скорее пессимистическая, поэтому Наталья Дикусарова попросила его подать замечания и комментарии к проекту бюджета в письменном виде. Несмотря на все усилия ведущей пробудить зал к активности, вопросов и выступлений не было.
Депутат Владимир Новожилов обратился к министру финансов с замечанием о размере бюджетных инвестиций: ему показалось, что этих средств «крайне мало». Сравнив проект бюджета на 2017 год с итогами 2013 года, депутат обнаружил, что в благополучном докризисном году средств было больше, и это сравнение его расстроило. Министр согласилась, что средств хотелось бы больше, но сегодня речь идет о том, что областной бюджет формируется с предельным значением дефицита.
— Доходные источники ограниченны, больше денег нам взять негде. Мы обсуждали эту тему на всех площадках, и ни для кого не секрет, что не в полной мере заложены даже средства на все социальные расходы. Не в полной мере реализованы меры социальной поддержки, не хватает средств на исполнение «майских указов». Остро стоит вопрос о вспомогательном персонале, который не попадает в эти указы и заработная плата им не индексировалась ни разу. Если мы возьмем на себя не обеспеченные доходами обязательства, мы просто их сорвем, — отметила министр. — Если Иркутская область получит субсидию из федерального бюджета больше, чем нам известно сейчас (а это всего 1,5 млрд рублей), — безусловно, мы увеличим расходы на развитие здравоохранения. Надо понимать, что в первую очередь нужно все-таки развивать те отрасли, от которых возможно увеличение бюджетной отдачи, например, сельское хозяйство. Давайте понимать, что на сегодняшний день, на входе в бюджет нового года, мы обладаем именно такими ресурсами.
Фото Яны Ушаковой
После этого участники слушаний стали активнее и задали правительству несколько вопросов с предложениями. Предлагали, например, отказаться от принципа подушевого финансирования школ, потому что это ведет к обнищанию малокомплектных образовательных учреждений на селе. Представители министерства образования (в который уже раз) пояснили, что принцип введен федеральным правительством и региональные власти не могут импровизировать. Представитель Ассоциации муниципальных образований Зоя Масловская выступила с предложением увеличить расходы на проект «Народные инициативы» с 300 млн рублей (как заложено в проекте бюджета) до 500 млн. Кроме этого, АМО предлагает включить в список получателей средств по проекту муниципальные районы, а не только городские округа и сельские поселения. Антон Логашов — уже не в первый раз — заявил, что правительство поддерживает эту инициативу, но просит отнестись к положению дел с пониманием и вернуться к теме в марте, при первой корректировке бюджета.
Спустя всего час после начала слушаний все вопросы были исчерпаны, и Наталья Дикусарова пригласила участников слушаний продолжить работу над бюджетом на других площадках.