В канун обсуждения бюджета Иркутской области на 2017 год Контрольно-счетная палата представила в Законодательное собрание аналитическую записку об исполнении бюджета 2016 года за девять месяцев. Главный вывод аудиторов: по сравнению с аналогичным периодом 2015 года доходы бюджета выросли на 15,3 процента, расходы — на 1,2 процента, бюджет исполняется с профицитом, превышающим 5 млрд рублей.
Во вводной части отчета экспертно-аналитической записки КСП приведены данные Иркутскстата по основным экономическим и социальным показателям области. Сводный индекс потребительских цен за три квартала составил 105,2 процента, что на 3,3 процента ниже, чем годом ранее. Индекс промышленного производства и оборот розничной торговли, напротив, выросли — на 2,2 и 2 процента соответственно. Оборот розничной торговли превысил 281,7 млрд рублей, величина прожиточного минимума составила 10 тыс. 146 рублей, а задолженность по заработной плате на 1 октября — 134,2 млн рублей — на 27,6 процента, или 51,3 млн рублей меньше, чем годом ранее. Несмотря на рост среднедушевого дохода почти на 8 процентов (с 20 тыс. 635 до 22 тыс. 278 рублей), численность постоянного населения области сократилась на 2,1 тысячи человек.
Переходя к анализу самого бюджета, аудиторы КСП отметили, что с января по сентябрь 2016 года областная казна получила доход в размере 86 млрд 769,7 млн рублей. Это на 10,5 млрд рублей больше, чем за такой же период 2015 года; кроме того, это 82,3 процента от плана поступления доходов за весь текущий год. В общей сумме доходов налоговые поступления составили 72 млрд 671 млн (рост на 12,4 млрд), безвозмездные поступления —12,5 млрд (снижение на 1 млрд), неналоговые доходы — 1,52 млрд (рост на 80 млн). Среди налогов самый большой вес имеет налог на прибыль организаций, обеспечивающий более 40 процентов поступлений, а также налог на доходы физических лиц — 28,8 процента от всех налоговых доходов. Налог на прибыль организаций дал самый большой прирост поступлений — на 33,2 процента по сравнению с 2015 годом. Министерство финансов Иркутской области выполнило возврат по налогу на прибыль организаций консолидированных групп налогоплательщиков на сумму 3,1 млрд рублей, но это на 1,6 млрд рублей меньше, чем годом ранее.
Исполнение расходной части бюджета выглядит более сложно: межбюджетные трансферты общего характера исполнены на 82,5 процента, а вот раздел «Охрана окружающей среды» — всего на 23,5 процента. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство по сравнению с девятью месяцами 2015 года сократились на 1,33 млрд рублей, на физическую культуру и спорт — на 246,6 млн, на национальную безопасность — на 44,8 млн, на культуру и кинематограф — на 10,9 млн. В то же время увеличились расходы на экономику (на 394 млн рублей), на социальную политику (на 1,09 млрд) и образование (на 438,8 млн). Из отчета видно, что правительство стало больше внимания уделять обслуживанию государственного и муниципального долга: расходы по этой статье исполнены в сумме 722,2 млн рублей, что в 1,2 раза больше, чем год назад. Муниципальные образования получили дополнительную поддержку в виде роста межбюджетных трансфертов на 3,8 процента — всего из областного бюджета в территории передано более 4 млрд 117,5 млн рублей. За три квартала муниципальные образования получили 82,5 процента от годового плана.
В целом по состоянию на 1 октября 2016 года областной бюджет был исполнен с профицитом, превышающим 5 млрд 524 млн рублей. В 2015 году на ту же дату дефицит превышал 4 млрд 970 млн рублей. Хотя судить об исполнении бюджета и размере государственного долга еще слишком рано, аудиторы отмечают, что к концу третьего квартала госдолг составил 12 млрд 479 млн рублей. Годом ранее государственный долг области превышал 19 млрд 764 млн рублей. При этом у областного бюджета не было просроченной кредиторской задолженности, а вот муниципальные образования должны поставщикам товаров и услуг более 1 млрд рублей, в том числе более 259 млн — за потребленные коммунальные услуги.
Контрольно-счетная палата в заключительной части своей записки отмечает, что правительство области должно принять меры по своевременному исполнению основных мероприятий, а также проконтролировать исполнение государственных программ — иначе возникает риск, что не будут достигнуты индикативные показатели.