Первый заместитель губернатора — председатель правительства Иркутской области Александр Битаров высказал свое мнение относительно внесенных мэром Иркутска Дмитрием Бердниковым законодательных инициатив, направленных на увеличение налоговых отчислений из регионального бюджета в бюджеты городских округов. Премьер-министр убежден, что предлагаемая налоговая реформа негативно скажется на абсолютном большинстве муниципальных образований области. Кроме того, принятие главного финансового документа региона — бюджета, определяющего уровень и качество жизни населения Прибайкалья в целом, может оказаться под угрозой срыва на ноябрьской сессии — в случае, если Законодательное собрание решит поддержать Бердникова, рассмотрение депутатами вопроса об утверждении бюджета неизбежно будет перенесено.
Александр Битаров. Фото Яны Ушаковой
На сегодняшний день проектом областного бюджета и так не полностью обеспечены многие важнейшие направления, в том числе субвенции на дошкольное образование, исполнение указов президента РФ, субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг для муниципальных образований, ряд социальных законов. При этом внесенные мэром Иркутска инициативы, по нашим расчетам, изымают из областного бюджета 1,7 млрд рублей. Кроме того, в 2017 году мы не ожидаем такого роста налоговых доходов, как в нынешнем, поэтому изъятие названной суммы вызовет, безусловно, проблемы сбалансированности и устойчивости бюджета. Если эти поправки будут приняты, то очень сильно выиграет город Иркутск, меньше — Братск и Ангарск, другие территории пострадают.
Соотношение государственного долга и собственных налоговых и неналоговых доходов области и Иркутска сейчас заметно отличаются. Город находится в лучших условиях. Госдолг области к собственным доходам составляет 30 %, госдолг города — 21 %. Регион закладывал максимальный дефицит бюджета, город — не максимальный. Финансовое положение дел в Иркутске однозначно лучше. Поэтому пытаться получить из области средства для решения своих проблем в то время, когда в региональном бюджете нет стопроцентной обеспеченности важнейших социальных статей, на мой взгляд, не совсем правильно. Приведу еще один пример: депутаты областного парламента, которые хорошо знают ситуацию в территориях, предложили включить в план строительство и ремонт социальных объектов на 4,5 млрд рублей. На сегодняшний день бюджет области смог выделить на эти цели только 1,7 млрд. В случае принятия поправок, предложенных мэром Иркутска, эта сумма наверняка будет значительно снижена.
Также отмечу, что у регионального бюджета не будет возможности добавить средства на межбюджетные трансферты.