... Иркутск
Доллар
Евро

Экс-ректор БГУ Михаил Винокуров: Налоговые претензии Иркутска сейчас не обоснованы

Бывший ректор Байкальского государственного университета экономики и права (теперь — БГУ), доктор экономических наук Михаил Винокуров высказал мнение по поводу предложенных мэром Иркутска Дмитрием Бердниковым законодательных инициатив, направленных на увеличение нормативов налоговых отчислений в бюджеты городских округов. Ученый считает, что пересмотр законодательства приведет к полнейшему беспорядку. Кроме того, профессор уверен: сейчас нет никаких причин кроить бюджет в пользу областного центра.

Что касается перераспределения налоговых поступлений между областным и городским бюджетом, я имею в виду город Иркутск, то здесь надо сказать, что если затевать сейчас такое перераспределение, то надо трогать всю налоговую систему — не только областную, но и всероссийскую.

Так уж сложилось (это, конечно, не очень хорошая практика), когда у нас бюджет более высокого уровня наполняются в первую очередь, а потом бюджеты регионов. Это общий дискуссионный вопрос, и он требует разрешения, чтобы его рассмотрела Государственная дума. Я считаю, что здесь приоритет должен быть отдан именно региональным и муниципальным бюджетам. Но пока практика такова, и, если в отдельных территориях сейчас начать пересматривать по требованию отдельных личностей, мы просто получим сумятицу. Поэтому я считаю, что данные претензии города сейчас не обоснованы. Это с точки зрения общего порядка.

Во-вторых, дело в том, что в Иркутске зарегистрированы многие предприятия, которые действуют на территории области в отдельных муниципальных образованиях. Но так как юридическая регистрация офиса в Иркутске, то и налоговые поступления остаются в Иркутске. И получается обман: вроде как Иркутск зарабатывает больше. Это общая тенденция во всей стране, когда нефтяники добывают, условно, нефть в Западной Сибири, а офисы крупнейших нефтяных компаний, как правило, зарегистрированы в Москве. То же самое и в области. Поэтому говорить, что Иркутск в большей доле зарабатывает, я считаю, мягко говоря, не обоснованно. Это просто несовершенство методики налогообложения в России.

Позиции, что менять систему распределения налогов в пользу бюджетов городских округов сейчас несправедливо, придерживаются многие мэры территорий. Так, одни из них считают предложение Дмитрия Бердникова «мелкобуржуазным интересом», другие — ущемляющей муниципальные районы инициативой.

Евгений Юмашев

мэр Бодайбинского района

"Мы сами нашим финансовым управлением провели анализ ситуации и категорически против такого законопроекта. Я с уважением отношусь к администрации города Иркутска, к жителям города Иркутска, но, на мой взгляд, это мелкобуржуазные, если можно так выразиться, интересы, которые преследует администрация областного центра, это не государственный подход. Иркутская область очень большая и необходимо создавать равные условия на всей территории региона. Такое перераспределение в пользу Иркутска нанесет очень большой вред другим населенным пунктам Иркутской области. Если проводить аналогию, то мы можем тоже вернуться к возврату налога на добычу полезных ископаемых, Бодайбинский район дает порядка 2 млрд рублей данного налога, мы можем на какую-то сумму законно претендовать. Но зная сложности с бюджетом Иркутской области, сложности в других территориях, на какие средства будут жить там. Люди, которые поддерживают этот закон, вносят разбалансированность областного бюджета, если его примут, то проблемы в регионе усилятся.

Александр Величко

мэр Тайшетского района

«Наши все пожелания на счет инициативы Иркутска отражены в ответе Ассоциации муниципальных образований. Мнение Тайшетского района отрицательное на этот счет. Потому что мы теряем положенные нам субвенции. Это не выгодно всем, так как по большей части все дотационные. Инициатива касается городских округов, но у нас бюджет консолидированный, поэтому средства будут брать из областной казны, а суммы не маленькие. Деньги же нужно будет где-то брать и перераспределять. Поэтому мнение такое.

Олег Боровский

мэр Саянска

Я сегодня полностью дотационный — 93 млн идет полностью на сбалансированность. И мне менять эту сумму на 27 млн никак. Выигрывают три города — Иркутск, Ангарск, Братск. Я обзванивал мэров Усолья-Сибирского, Шелехова, Тулуна и Зимы — все однозначно говорят — нам это не нужно. Если бы мера дотационной поддержки осталась на том же уровне, плюс нам бы дали налогов — было бы возможно. Но чтобы куда-то, надо взять откуда-то. Мы на сегодня на это не готовы. Это может устроить только при одном условии — нам дают «межбюджетку» три процента, но сохраняют дотационность, которая была, и поддержку хотя бы на уровне прошлого года. Мы сегодня понимаем, и Битаров это озвучил, что даже тех денег, которые мы получили в этом году, нам все равно недостаточно, чтобы нормально жить и был бюджет развития. А сейчас — бюджет выживания. Дело в том, что произошла кадастровая переоценка, и Саянск потерял 11 млн. Поэтому это непростой вопрос, и на таком начальном этапе я его не поддерживаю.

Игорь Федоровский

мэр Жигаловского района

По инициативе Бердникова я изложил свою позицию письменно и в Ассоциацию направил. В данном случае будут ущемляться интересы муниципальных районов, нам это невыгодно. «Межбюджетка» не прирастет ничем, а новое перераспределение ущемляет наши права.

Владимир Самойлович

мэр Заларинского района

Так как не учтены интересы муниципальных районов, мы инициативу эту не можем поддержать. Муниципальные районы находятся в более сложном положении, чем городские округа. И более того — это перераспределение даст больше поступлений крупным городам. И соответственно дополнительного источника доходов лишится областной бюджет. И районы здесь тоже могут потерять дополнительные деньги, поэтому мы эту инициативу совсем не поддерживаем.

Сергей Чонский

мэр Катангского района

То предложение, с которым выступил Бердников Дмитрий Викторович на Ассоциации мэров по введению для Иркутска и других городских округов дополнительных отчислений по налогам, — я на сегодняшний день против него. Объясняю почему: потому что совершенно не учтены районные муниципальные образования. Получается, что три процента [от НДФЛ] уйдут в округа — крупные получат большую сумму налога, а маленькие — меньшую, районы не учтены вовсе. Я поддерживаю только в том, что муниципалитетам надо выходить с налоговыми инициативами. А в том виде, в котором сегодня есть, — я категорически против.


Яндекс.Метрика