Рабочее совещание для обсуждения отдельных направлений социально-экономического развития Иркутской области на период до 2030 года провели депутаты Законодательного собрания региона и министры областного правительства 28 февраля. В дискуссии приняли участие представители Ассоциации муниципальных образований Прибайкалья, члены Совета ректоров и крупнейших региональных компаний.
Открывая заседание, заместитель председателя ЗС Ольга Носенко напомнила, что работа над стратегией ведется с 2016 года при соблюдении всех требований федерального законодательства.
— Хотелось бы, чтобы в этом документе были четко отражены реализация инвестиционных проектов, кадровая политика, ведь в деревнях и небольших городах катастрофически не хватает учителей и врачей; чтобы в стратегии были 12 национальных проектов. Государственные служащие из своих кабинетов не могут добиться повышения производительности труда на 5 процентов в год, но они могут создать условия для малого и среднего бизнеса. Хочу обратить внимание, что проекты не федеральные, не региональные, а национальные. Наша общая задача — улучшение качества жизни населения. Без подробного плана мероприятий стратегия выглядит абстрактной, и это, на мой взгляд, неправильно, — заявила Ольга Носенко.
Заместитель министра экономического развития Иркутской области Владимир Гордеев напомнил, что закон об областной стратегии социально-экономического развития был внесен на рассмотрение ЗС в декабре 2016 года, принят в феврале 2017 года. С тех пор несколько раз корректировался. Очередными поправками, внесенными после принятия федерального закона о национальных проектах, утвердили 49 региональных проектов, каждый из которых прошел предварительное согласование на федеральном уровне.
— В стратегии ставится задача превратить Иркутскую область в такой регион, где жители связывают будущее свое и своих детей именно с нашим регионом. Нас совершенно не устраивает сложившаяся тенденция сокращения численности населения области за счет миграционного оттока. Перед нами стоит 21 стратегическая цель, разделенная на этапы и локальные задачи. Мы определили наиболее перспективные инвестиционные проекты, в том числе в газохимии, машиностроении, фармацевтике. Недавно мы доработали подраздел о цифровой экономике, раздел о социальной сфере в привязке к муниципальным образованиям, задачи по развитию моногородов, — пояснил Владимир Гордеев.
Заместитель председателя ЗС Александр Ведерников подчеркнул, что стратегия — слишком большой документ, из которого сложно понять что-либо, поэтому депутаты хотят получить презентацию, где в удобном и простом виде можно увидеть все, о чем там говорится. Владимир Гордеев пообещал к депутатским слушаниям, а они назначены на 19 марта, подготовить новый вариант презентации.
Кстати, к обсуждению стратегии в ЗС первый вариант презентации уже представляли. Заместитель губернатора Антон Логашов отметил, что в принципе 219 страниц стратегии не очень сложно прочитать за 20 дней. Но если депутаты так хотят, пусть зададут вопросы, а правительство подготовит новую презентацию.
Дискуссия, развернувшаяся в зале заседаний ЗС, показала, что оппоненты правительства плохо готовились к мероприятию. В частности, от представителя объединения товаропроизводителей и предпринимателей прозвучало требование включить в стратегию соглашения о социально-экономическом партнерстве, которые заключаются между правительством и крупнейшими предприятиями. Владимир Гордеев напомнил, что подобные договоры подписывают всего на год и они не могут относиться к стратегическим (в лучшем случае — тактическим) документам. Антон Логашов пояснил, что все пункты, которых эксперты объединения якобы не нашли в стратегии, на самом деле там есть. Следует только внимательно читать и сам документ, и поправки, которые предлагает правительство.
— Почему вы говорите об отсутствии анализа положения дел в муниципальных образованиях? А как бы мы тогда определили территории опережающего развития и программу обеспечения кадрами, в том числе молодыми, социальной сферы? — поинтересовался Антон Логашов.
— Что касается требования обеспечить внедрение разработок НИИ Иркутского научного центра, то это фундаментальная наука, ее нельзя внедрить в какую-то практику в массовом порядке. Только в последние несколько лет появляются такие наработки, но это зависит от самих ученых, а не от желаний или усилий правительства, — отметил Владимир Гордеев.
Единственный представитель депутатского корпуса, дочитавший стратегию до конца, но не назвавший себя, заявил, что «все сразу и полностью понял». И поэтому он не понимает претензий коллег к документу правительства: если говорить о том, что хотелось бы, — стратегию можно было бы раздуть до 2 тыс. листов, а если о том, что нужно сделать, стратегия — уже грамотный и правильно расписанный документ.
Представитель Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Зоя Масловская признала, что «стратегия уже соответствует стандартам», потому что если к первому варианту АМО написала 30 страниц замечаний, то ко второму — всего девять.
Особые претензии высказали представители Черемхово и Черемховского района: им кажется, что вместо стратегии развития угольной отрасли здесь намечен план перевода коммунальной инфраструктуры на другие виды топлива. Правительство отрицает существование подобных планов и выступает за замену привозного угля местным, но при обязательном условии повышения его качества. Развитие угольной отрасли важно, однако на первом месте в коммунальном хозяйстве все-таки экономика: если выгоднее топить котельную отходами местной переработки, с этим ничего не поделаешь.
Заместитель директора Байкальской международной бизнес-школы Надежда Грошева представила участникам встречи даже те замечания, которые предложили к стратегии студенты ИГУ в соответствии с глобальными целями устойчивого развития ООН. Правительство области, надо полагать, не без труда приводит документ в соответствие с требованиями федерального законодательства, пожеланиями депутатов и муниципальных образований, а теперь нужно еще и удовлетворить студентов. Сами студенты не придумали ничего, кроме «бренда региона».
Выслушав замечания, Антон Логашов поблагодарил всех, кто принял участие в дискуссии, и высказал свои предложения.
— Пока мы тут говорим, многие вещи, которые в 2016 году были заложены в стратегию, уже реализуются. Да, может быть, не глобально, но если бы мы этого не сделали, вообще бы ничего не происходило. Отдельное спасибо за бренд, когда он будет, мы вам покажем, — подвел промежуточный итог Антон Логашов.
Правительство, депутаты и все другие участники встречи разошлись готовиться к 2019 году.