На каждого жителя России приходится 400 кг твердых бытовых отходов в год, гора мусора, скопившаяся в стране, оценивается в 31 млрд тонн. Чтобы хоть как-то сократить объем этой лавины, грозящей поглотить города и села, есть лишь один выход — сортировать и перерабатывать хотя бы часть. По оценке экспертов различных ведомств, до 40% бытового мусора годится для переработки, а прибыль от этой деятельности может составить от 2 до 3,5 млрд долларов в год.
Общественная палата Иркутской области организовала 26 февраля круглый стол для обсуждения перспектив строительства мусороперерабатывающего комплекса. Разговоры ведутся не первый год: еще при формировании федеральной целевой программы по охране озера Байкал от Иркутской области была подана заявка на строительство комплекса по переработке мусора — тогда объект оценивался в 2 млрд рублей. Проект так и остался проектом. 29 декабря 2014 года были приняты поправки в федеральный закон об отходах производства и потребления, которые передали полномочия по решению проблем ТБО на уровень региональных органов власти. В каждом субъекте федерации должен быть создан региональный оператор по переработке и утилизации отходов, правительство региона должно заключить с ним договор и установить такие тарифы на все услуги, чтобы оператору хватило средств и на развитие инфраструктуры.
С 2016 года вступают в силу еще несколько пунктов нового закона, предписывающие регионам страны создать генеральную схему очистки территории. У Иркутска, например, есть всего один полигон, открытый в 1963 году. За это время на площади 42 гектара скопилось 29 млн тонн отходов, остаточная вместимость такова, что к середине 2018 года полигон придется закрыть. Пока городские власти планируют решить проблему через реконструкцию полигона, а что будет на самом деле — никто точно не скажет. Федеральная целевая программа пока еще предполагает строительство завода по переработке мусора, в течение 2015 года для завода нашли земельный участок, позволяющий принимать отходы из Иркутска, Ангарска и Шелехова.
Круглый стол в Общественной палате собрал несколько десятков участников — от председателя комиссии по экологии ОП ИО Екатерины Бояркиной и советника губернатора Юрия Фалейчика до студентов 1 курса ИрНИТУ. По сложившейся в ОП ИО традиции, прежде чем перейти к конкретным проблемам и предложениям, участники круглого стола долго слушали лекцию о любви к Байкалу и глобальных проблемах — на этот раз длинный монолог о задачах галактического масштаба произнесла директор Центра стратегического развития и член Высшего экологического совета Государственной думы Людмила Варфоломеева. Речь была бы интересной, если бы имела хоть какое-то практическое применение, а давать советы в духе «активнее применять инвестиционные инструменты, полностью просчитывать логистику будущего мусороперерабатывающего завода» может кто угодно.
Заместитель министра природных ресурсов Иркутской области Нина Абаринова рассказала о системе обращения с отходами на территории региона. Главное, что нужно знать — всего с 2010 по 2014 год количество отходов увеличилось с 72 до 130 млн тонн. При этом на территории области зарегистрировано всего 28 объектов, которые имеют право принимать и размещать отходы. Это, акцентировала внимание Нина Абаринова, на 600 муниципальных образований. Можно понять, что большинство населенных пунктов пользуются просто несанкционированными свалками. В 2016 году область может получить 168 млн рублей из федеральной целевой программы по охране Байкала, однако область не успела подготовить документы по строительству завода для Ангарска и Иркутска в полном объеме, поэтому средства пойдут на другие полигоны на участке от Ангарска до Черемхово. В Иркутской области работают 154 организации, имеющие право вывозить и перерабатывать ТБО. По оценке Нины Абариновой, это очень мало, тем более, что у этих организаций мало техники. Тема строительства завода, как пояснила Нина Абаринова, тянется с 2010 года. Все варианты размещения полигона сталкивались с возражениями либо местных властей, либо федеральных органов. Требования к размещению полигонов очень строгие, и речь даже не о том, как перевести земли из одного назначения в другое, сколько в наличии подземных вод, розе ветров и других факторах.
Тему продолжила и.о. начальника отдела экологии администрации Иркутска Наталия Ступина. Главная роль в обращении с отходами отведена областным властям, органы местного самоуправления решают лишь небольшую часть задач, да и для этого не хватает многих законов и подзаконных актов. Например, собирать отходы по видам (стекло, пластик и так далее) можно и нужно, но предписать это управляющим компаниям городские власти не могут. Городская администрация планирует установить мобильный комплекс для сортировки мусора мощностью 40 тыс. тонн на городском полигоне, но это не решает проблему. Слушания по строительству завода по переработке ТБО пытались организовать трижды, но два раза мероприятие было сорвано. Городское «Спецавтохозяйство» не может получить лицензию на работу с ТБО — такие сложные требования прописаны в законах. Мэры Иркутска Дмитрий Бердников и Иркутского района Леонид Фролов подписали протокол о сотрудничестве, и других новостей на эту тему пока нет.
У городских властей есть некоторые надежды на сокращение потока мусора, потому что в Иркутске работают несколько десятков компаний, занимающихся приемом и переработкой бумаги, стекла, пластика, старых шин и других отходов. Администрация города постоянно сотрудничает с компанией «Балтика», которая устанавливает контейнеры для сбора стеклянных бутылок и алюминиевых банок. При поддержке администрации регулярно проходят акции по сбору опасных отходов — содержащих ртуть и другие металлы.
— Все вопросы идут очень тяжело, — завершила свое выступление Наталия Ступина.
По уже сложившейся традиции, члены Общественной палаты пришли к выводу: итоговую резолюцию придется переписать, но в целом рекомендации очевидны — рекомендовать правительству области срочно разработать и принять закон об обращении с отходами, министерству природных ресурсов — создать рабочую группу по строительству такого нужного завода.