На территории Иркутской области выявлено более 940 несанкционированных свалок, занимающих площадь более 1,4 тысячи гектаров. На этих свалках собрано более 12,2 млн кубометров мусора, которые необходимо ликвидировать в кратчайшие сроки. Дискуссия о том, как это сделать, состоялась 27 марта во время круглого стола «Утилизация, переработка, сбор, хранение и транспортировка твердых бытовых отходов: проблемы и пути решения», организованного комитетом по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного собрания.
Председатель комитета Кузьма Алдаров напомнил, что 29 декабря 2014 года вступил в силу федеральный закон № 458-ФЗ, запрещающий захоранивать любые отходы, включающие вещества, пригодные для переработки и возвращения в оборот. В список таких отходов входят многочисленные предметы, от полиэтиленовых пакетов до сотовых телефонов и системных блоков компьютеров. Региональные власти во всех субъектах федерации обязаны до 1 мая 2018 года завершить выбор регионального оператора по обращению с ТБО и заключить с ними соглашения.
— Все мы были свидетелями событий в Волоколамске, где из полигона ТБО просочились свалочные газы, более десятка детей попали в больницы с отравлениями, — напомнил собравшимся Кузьма Алдаров. — В нашей стране разработана «Стратегия по развитию промышленности по переработке ТБО до 2030 года». Одна из самых распространенных технологий — термическая переработка отходов в тепловую и электрическую энергию. Есть скептики, которые выступают против такого подхода и утверждают, что подобные технологии выгодны только там, где есть дефицит тепловой и электрической энергии. Так что не все так однозначно. Одно из предприятий оборонного комплекса взяло на себя обязательство производить в год не менее 40 комплексов по переработке отходов — посмотрим, как они справятся.
Государственную политику в области обращения с твердыми бытовыми отходами в Иркутской области формирует министерство природных ресурсов и экологии. Заместитель министра Нина Абаринова заявила, что вопрос о ТБО находится в повестке дня правительства «постоянно с 2016 года», чаще всего обсуждается вопрос выбора регионального оператора.
— Вопросов по правоприменению очень много. Вместе с нами над вопросом работает министерство ЖКХ, министерство по госзаказу и служба по тарифам. В правительстве области есть «дорожная карта» по исполнению этого плана и 9 апреля должен быть объявлен результат конкурса. В 2016 году мы разработали схему обращения с ТБО, она была опротестована. В 2017 году работа продолжилась и только 29 декабря эта схема прошла все согласования — управлением Росприроднадзора по Иркутской области, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. В феврале 2018 года утверждена региональная программа «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами» на 2018–2027 годы, объем финансирования — более 17,1 млрд. Пока мы предусмотрели участие федерального, областного и местного бюджетов, допускается участие внебюджетных источников. Финансирование будет идти по областной программе охраны окружающей среды, и до 2020 года мы можем получать софинансирование из федеральной целевой программы об охране озера Байкал, — сообщила Нина Абаринова.
К внебюджетным источникам отнесены средства регионального оператора и экологический сбор. Средства пойдут на строительство межрегионального мусороперерабатывающего комплекса, полигона «Михайловка» в Черемховском районе, мусороразгрузочной станции в местности Бирюса, Ольхонского района. По оценочным данным министерства, в области образуется 1,3 млн тонн отходов. В том числе в Иркутске на одного жителя приходится 0,78 тонны в год, для муниципальных образований в многоквартирных домовладениях — 0,39 тонны, для индивидуального домовладения — 0,54 тонны. Построить 40 полигонов (а именно столько нужно области для решения проблемы) невозможно — сейчас строятся всего два (в Черемховском и Нижнеудинском районах), в стадии проектирования три (в Слюдянском и Боханском районах и поселке Усть-Ордынском).
Ликвидация несанкционированных свалок осложняется тем, что такие имеются буквально «в каждой деревне». Минприроды реагирует в первую очередь на судебные решения по заявлениям прокуратуры против муниципальных образований, и на ликвидацию свалок по искам в 2017 году было истрачено 60 млн рублей. Этих средств хватило бы на проектирование четырех новых полигонов ТБО. Временным решением проблемы могли бы стать «площадки временного накопления твердых коммунальных отходов» — закон допускает хранение отходов на таких площадках до 11 месяцев подряд. После окончания срока хранения ТКО нужно все-таки отправлять на мусороперерабатывающий завод, который планируется построить в Ангарском городском округе. Завод проектируется на 300 тыс. тонн отходов в год, он сможет производить различные материалы из бумаги, стеклянной крошки, пластика и бетона.
— На сегодняшний день 40 субъектов РФ выбрали регионального оператора по обращению с ТБО, но применение федерального закона на практике столкнулось с большими трудностями — все пункты планов приходится пересматривать, схему обращения с отходами приспосабливать под реальную ситуацию, — отметила Нина Абаринова. — Мы ждем от муниципальных образований предложений по оптимизации территориальной схемы, чтобы не пришлось ее корректировать уже после начала работы.
Заместитель министра дала жесткие ответы на вопросы представителей муниципалитетов. Администрации Ольхонского района Нина Абаринова напомнила, что именно министерство нашло инвестора (компания «Хейнекен Байкал») для строительства площадок для сбора ТБО и покупки стандартных контейнеров. Более того, компания даже купила для района мусоровоз, а администрация района не поставила площадки на учет, после чего все контейнеры были разворованы, мусоровоз же исчез без следа. Администрация Мамско-Чуйского района принялась жаловаться на отсутствие схемы размещения площадок и тут же получила прямой и недвусмысленный ответ Нины Абариновой: «За многие годы работы в министерстве я не видела ни одной внятной заявки от района. Или вы думаете, что министерство должно за вас сделать вашу работу?».
Часть полномочий по обращению с ТБО делегирована министерству жилищной политики, энергетики и транспорта. Заместитель министра Евгений Ветров напомнил, что реформа по обращению с отходами началась в 2014 году. За прошедшее время только в федеральный закон внесены десятки поправок, работает штаб по внедрению норм закона, на государственном уровне регулярно проводятся круглые столы для координации усилий властей субъектов РФ и региональных операторов, уже приступивших к работе. Иркутская область, как субъект РФ, должна завершить выбор регионального оператора по двум зонам — Юг и Север — и предоставить ему полную нормативно-правовую базу для работы. По зоне Север конкурсные конверты были вскрыты утром 26 марта, и оказалось, что подана всего одна заявка. Компания не смогла предоставить обеспечение (56 млн рублей), поэтому конкурс признан не состоявшимся. По зоне Юг обеспечение уже поступило на счета правительства, поэтому в министерстве уверены, что как минимум один участник будет.
— Приказом по министерству разработано типовое соглашение, маршрутные журналы движения мусоровозов, указом губернатора создана согласительная комиссия для разрешения всех споров, — рассказал Евгений Ветров. — Для регионального оператора все готово, осталось выбрать.
Наиболее распространенными в мире считаются две основные технологии обращения с ТБО — переработка или сжигание. Эксперт Общественной палаты Иркутской области Лариса Лобкова представила участникам встречи опыт Татарстана, где планируется снизить объем захороненных отходов на 7 процентов уже к 2020 году. Однако проект региональных властей вызвал как одобрительные, так и отрицательные отзывы. Авторы первых говорят о решении проблемы расширения полигонов, сторонники противоположной точки зрения напоминают, что федеральный закон требует перерабатывать отходы. «Переработка» в энергию — это ошибка, поскольку закон говорит об использовании отходов как вторичного сырья.
— Все проекты сжигания мусора опираются только на новое сырье и не решают проблему переработки уже накопленных отходов. За многие годы хранения на полигонах все отходы вступили в реакции друг с другом и образовали новые, неизвестные даже ученым соединения с неизвестными свойствами. Опираться на опыт Европы в этом случае нельзя, потому что там давно уже действует принцип селективного (раздельного) сбора отходов, — подчеркнула Лариса Лобкова.
Покупка специального завода, способного сортировать мусор на сжигаемую и несжигаемую части, обходится очень дорого. К тому же в нашей стране, полагает Лариса Лобкова, нельзя сбрасывать со счетов «российский менталитет» — то есть некачественную сортировку, «авось и так сойдет». В России имеется немало действующих мусоросжигающих заводов, но, по данным эксперта, все они убыточны и работают только при поддержке дотаций из региональных бюджетов. Лариса Лобкова заявила, что ни при каких условиях «общественность не поверит в то, что будут установлены все фильтры, и что их будут менять в определенные нормативами сроки». Альтернативу сжиганию общественница видит только в организации раздельного сбора мусора, а на это требуется «государственная воля».
— То есть вы категорически против сжигания? — уточнил Кузьма Алдаров.
— Да. Против больших заводов — да. Есть технологии термолиза, которые позволяют уничтожать большую часть вредных газов, но там нужно менять фильтры раз в квартал, а это очень дорого, — отметила Лариса Лобкова.
Развернулась дискуссия между экспертом Общественной палаты и мэрами районов, которые где-то нашли информацию о смене фильтров раз в 2–2,5 года. Приводились примеры из опыта не только Европы, но и Японии, где раздельный сбор затрагивает всего 10 процентов мусора (а не 60, как утверждала Лобкова). С точки зрения бюджета муниципальных образований нет разницы: захоранивать или сжигать отходы, поскольку у муниципалитетов есть полномочия только на то, чтобы собирать и временно хранить отходы, их дальнейшая судьба за пределами компетенции мэров.
Министерство экономического развития рассматривает проблему утилизации отходов как перспективную отрасль. Задача отрасли — максимальное вовлечение отходов в повторный оборот и производство продукции, причем в объеме Российской Федерации ее оборот оценивается в 5 трлн рублей в период до 2030 года. На уровне субъекта федерации требуется разработка нормативно-правовых актов, создание системы стимулирования бизнеса и создание эко-технопарков, способных производить оборудование для сортировки и переработки отходов на собственной территории. В 2017 году на эти цели в бюджет было заложено 59 млн рублей и на конкурс поступило 27 заявок. Субсидии на модернизацию оборудования получила компания «СибПласт», которая занимается переработкой пластика в гранулы. Ожидается, что в 2018 году инвестиционный проект будет реализован, компания создаст рабочие места, а бюджет получит дополнительные налоги — не менее 15 млн рублей в год.
Дискуссия завершилась обсуждением рекомендаций, среди которых было и предложение правительству области ввести в федеральный закон термин «несанкционированная свалка», обязать собственников твердых отходов заключать соглашения с региональным оператором и ввести порядок обсуждения проблемы ТКО с местным населением. Большим достижением можно считать выступление члена Общественной палаты Екатерины Бояркиной, которая заявила, что министерство природных ресурсов не должно заниматься ликвидацией стихийных свалок — это задача специализированных служб, а с возникновением свалок должны бороться местные власти.