Депутатский час «Создание благоприятных условий для развития туризма в Иркутской области» прошел во время 57-й сессии Законодательного собрания Иркутской области 22 июня. Провел его для депутатов первый заместитель председателя правительства области Руслан Ситников. Он напомнил парламентариям о высоком потенциале области (15-е место в стране и озеро Байкал само по себе – топ-3 среди иностранных туристов), перечислил инфраструктурные проекты и рассказал о мерах по подготовке кадров (менее 20 специалистов в год).
Единственной новостью стал приход в особую экономическую зону «Ворота Байкала» сразу семи новых резидентов в течение 2022 года – теперь в зоне, работающей с 2010 года, их стало 15. Проект государственной программы «Туризм и индустрия гостеприимства» на 2023–2030 годы предусматривает увеличение турпотока в два раза, доли туризма в валовом региональном продукте – до 2,6 процента, а поступление налогов – в 1,9 раза. Документ находится на внутреннем согласовании в правительстве.
Доклад получил развитие в выступлении министра транспорта Максима Лобанова, рассказавшего о действующих пассажирских маршрутах и состоянии дорог. Как оказалось, на Байкал ведут около 560 километров дорог, причем половина из них не соответствует нормативам. Все эти дороги получили первоочередной приоритет по ремонту и реконструкции в 2022 году, останутся они на контроле и в будущем. Любопытно, что впервые поставлена задача развивать придорожный сервис и создавать пункты отдыха на всех байкальских трассах.
Заместитель мэра – председатель комитета по экономике и стратегическому планированию администрации Иркутска Татьяна Макарычева сообщила, что главная задача мэрии – увеличить время пребывания туристов в Иркутске до трех суток. Для этого нужно увеличить количество мест для посещения, в том числе круглосуточных, а также расширить список гостиниц и хостелов. Из 167 мест коллективного размещения туристов только 110 имеют категорию, гостиницы с большим количеством звезд (то есть со знаком качества) можно пересчитать по пальцам.
Ситуацию исправят проекты нескольких инвесторов и проекты мэрии по созданию единой набережной, проведению массовых мероприятий и созданию спортивных, оздоровительных и иных кластеров. Мечта мэрии – сделать навигацию на Ангаре круглогодичной, но сама Татьяна Макарычева признала, что по погодным условиям (туман на Ангаре зимой) мечта эта несбыточная. Как и приснопамятная идея о «золотом треугольнике» Иркутск – Красноярск – Новосибирск, по которому гости сибирских регионов должны были путешествовать на экзотическом транспорте типа собачьих упряжек. Сегодня в это трудно поверить, но был и такой проект во времена губернатора Тишанина…
С небес на землю депутатов и чиновников вернула предприниматель Марина Григоричева. Она напомнила, что в Агентстве по туризму работают всего восемь человек, которые не имеют ни сил, ни полномочий на нормальное взаимодействие с бизнес-сообществом. Более того: на сайте правительства Иркутской области, где упомянуто все, что производит регион и чем он богат, озеро Байкал можно с большим трудом найти в конце списка, а про туризм и его вклад в экономику нет вообще ни слова. Александр Ведерников не согласился с предложением расширять штат министерств и других ведомств: средства лучше передать на развитие бизнеса, там отдача будет больше.
Неприятной новостью стал отказ Министерства обороны согласовать очередной участок для строительства Иркутского аэропорта. Как пояснил Руслан Ситников, в правительстве области не понимают причину отказа, потому что именно этот участок уже был однажды согласован. Теперь к решению проблемы подключены федеральные ведомства (получившие соответствующее поручение) и лично губернатор Игорь Кобзев.
Депутаты ЗС высказали к докладам представителей правительства, «Заповедного Прибайкалья» и иркутского аэропорта множество замечаний. Точкой притяжения считается Байкал, но на озере нет ни одного обустроенного пляжа. Проще всего увидеть Байкал в Листвянке, но даже такой патриот Иркутской области, как Ольга Носенко, назвала поселок «неприятным и некультурным», с «хамоватым сервисом». Через четыре года поселку исполнится 300 лет, но никто не занимается его развитием.
Депутат Наталья Дикусарова обратилась к правительству с предложением жителей поселка: сделать где-то рядом с Листвянкой перехватывающую парковку, а в самом туристическом центре создать велопешеходную зону. Увы, дорога Иркутск – Листвянка относится к первой категории, поэтому так вопрос не решится.
Окончательно настроение участникам слушаний испортил депутат Виктор Кондрашов. Он заявил, что сейчас никто не сможет построить нормальную всесезонную гостиницу на главной жемчужине Байкала – острове Ольхон, потому что просто не получит ни разрешения, ни энергии. Подводный кабель, проложенный в начале 2000-х на остров, уже исчерпал свои возможности, и сейчас нет ни одного свободного киловатта. На Ольхоне нет нормальной мобильной связи, что сильно портит настроение туристам, которые любят делиться впечатлениями в режиме онлайн.
При проектировании дороги на остров можно было предусмотреть перехватывающие парковки и возить туристов на специальных «шаттлах» от причала до Хужира, но и об этом никто не подумал. Паром – то узкое место, которое создает еще одно сито для туристов, и преодолеть его могут самые невзыскательные. До сих пор у Иркутской области (в отличие от Бурятии) нет авиакомпании, которая могла бы совершать рейсы Иркутск – Ольхон… Одним словом, куда ни кинь – ничего для туризма нет. И это в то самое время, когда миллионы россиян ищут, куда бы поехать летом вместо иностранных курортов…
Итогом слушаний стало решение пересмотреть проект постановления – работа над ним будет продолжена на заседаниях комитета по собственности и экономической политике.