Восточно-Сибирская железная дорога подвела итоги работы в 2018 году. В частности, при общем росте перевозок на 5 % (до 208,5 млрд тонно-километров) отмечается снижение объемов по некоторым видам грузов. О ключевых показателях работы дороги 15 января рассказал начальник ВСЖД Василий Фролов.
Василий Фролов. Фото Яны Ушаковой / ИА «Альтаир»
— 13 января 1899 года участок Транссиба от Челябинска до станции Иннокентьевская был введен в постоянную эксплуатацию. Эту дату сегодня мы отмечаем как день рождения ВСЖД, — напомнил Василий Фролов. — Эту дату мы встречали постоянным обновлением и модернизацией инфраструктуры, ведь к рекорду по грузовым перевозкам, установленному в 2017 году, мы добавили еще несколько процентов. На 260 км пути мы увеличили скорость движения грузовых поездов, на 280 км — пассажирских поездов. Продолжается совершенствование инфраструктуры не только ВСЖД, но и БАМа: завершена проходка Байкальского тоннеля, в 2019 году завершим верхний путь и запустим сооружение в эксплуатацию. В текущем году мы завершим и железнодорожный мост через реку Лену в Усть-Куте. Все это делается в рамках государственной программы модернизации железнодорожных перевозок.
Одна из наиболее интересных новостей — снижение погрузки лесного сырья на ВСЖД сразу на 10,5 %. По мнению специалистов дороги, это может быть вызвано сокращением объемов лесозаготовок и снижением активности малого и среднего бизнеса в этой сфере. Более чем на 28 % снизились объемы перевозок железной руды — из-за кризиса на Рудногорском карьере; на 15,4 % сократились перевозки химикатов. Рост объемов отмечается в контейнерных перевозках (на 22,8 %) и транспортировке каменного угля (на 8,3 %).
Пассажирские перевозки превысили 12,9 млн человек, в том числе на поездах дальнего следования — 2,9 млн человек. Особенной популярностью пользуется дневной экспресс Иркутск — Улан-Удэ, который всего за год добился увеличения количества пассажиров в два раза — до 115,1 тыс. человек. Поезд Иркутск — Улан-Батор только набирает обороты — за год им воспользовались около 21 тыс. человек.
Пригородные поезда стараются привлечь пассажиров новыми условиями перевозок. На некоторых маршрутах введены вагоны для пассажиров с детьми (с игрушками, карандашами и раскрасками), в поезде до Слюдянки в летнее время курсирует специальный веловагон для туристов. Ретропоезд по Кругобайкальской железной дороге на паровозной тяге выполнил 122 поездки, перевезено около 12 тыс. туристов — в 2017 году было 9,5 тыс. Для удобства туристов в течение года на КБЖД отремонтировали очередные четыре платформы.
В течение года дорога приобрела 36 новых локомотивов, в том числе 17 электровозов и 19 тепловозов двух типов, а также 5 единиц спецтехники. Путевые работы выполнены на 504 км путей, в том числе 429,5 км уложены по технологии бесстыкового («бархатного») пути. Усилия по повышению безопасности на переездах дают результаты, но, по мнению самих железнодорожников, недостаточно быстро: если в 2017 году произошло 10 ДТП, то в 2018 году — 9. Главными виновниками этих аварий считаются водители автотранспорта, которые выезжают на переезды, несмотря на запрещающие сигналы и даже опущенные шлагбаумы. Для повышения безопасности на железной дороге проводятся не только профилактические мероприятия, в том числе размещение информации на всех возможных носителях (вплоть до школьных сайтов), но и сложные строительные и организационные — строятся пешеходные переходы на станции Китой и перегоне Усолье-Сибирское — Мальта.
По результатам своей деятельности ВСЖД выплатила в бюджет Российской Федерации 20,4 млрд рублей, в бюджет Иркутской области — 17,1 млрд, в бюджет Республики Бурятия — 2,9 млрд, Забайкальского края — 193 млн, Республики Саха (Якутия) — 7,3 млн. В подразделениях ВСЖД работают более 41 тыс. человек, в том числе 811 молодых специалистов. Для железнодорожников собственными силами ВСЖД построен 27-квартирный жилой дом на станции Лена, в 2019 году будет сдан еще один дом на станции Северобайкальск. В ближайших планах руководства дороги строительство еще одного дома в Северобайкальске и двух домов на станции Новая Чара.