... Иркутск
Доллар
Евро

Уроки Зубаревич Иркутской области: «Вы, ребята, очень даже ничего»

зубаревич.jpg

13 мая иркутский Клуб публичной политики провел первый форум «Концепция социально-экономического развития Иркутской области: проблемы и точки роста». Интерес к нему вызывало главным образом выступление приглашенного федерального эксперта – ученого-исследователя, доктора географических наук, профессора МГУ, специалиста в области социально-экономического развития регионов, директора региональных программ Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич (на фото). Среди слушателей оказалось немало представителей местной власти – как исполнительной, так и законодательной. У Натальи Васильевны нашлись для них и похвала, и критика, и ценные советы. Первая и главная рекомендация – смотреть правде в глаза и действовать в соответствии с ней, а не со слепой верой в магическую уникальность Прибайкалья. Ведь Иркутск и область (попробуем просто допустить это на секундочку) – вовсе не середина Земли, но зато середнячок по многим показателям: ни к «регионам-дистрофикам» не относится, ни передовиком среди субъектов не является.

– Вы, конечно, очень хорошие, но у вас точно нет всего. Таких мест не бывает. И чем больше вы себя нахваливаете, тем менее адекватные решения принимаете. На мир надо смотреть открытыми глазами, так что не обижайтесь, если я буду жесткой, – задала тон выступлению Наталья Зубаревич и перешла к конкретике. – Вы можете хотеть чего угодно, но развивается лишь то, что способно на развитие. А если условий нет, то хоть застрелитесь, воз будет там же. Бизнес идет инвестировать туда, где он видит отдачу. И я вас уверяю, большой отдачи от машиностроения в Иркутской области он не получит. «Иркут» остался с советских времен, сейчас его здесь никто никогда не поставил бы.

Это замечание не случайно. Развитие машиностроительной отрасли предусмотрено Стратегией развития Иркутской области до 2030 года, которой в рамках этого форума уделили особое внимание – разработка и принятие такого документа обязательны для всех субъектов России (крайний срок – 1 января 2019 года). Региональная стратегия была отправлена на доработку после масштабного обсуждения осенью 2016 года, участники которого один за другим корили правительство Прибайкалья за отсутствие амбициозности в формулировании задач и конкретики в их описании, а также за многочисленные неточности. В феврале 2017-го областной парламент принял ее в первом чтении, но претензии остались. Буквально накануне форума стратегию в очередной раз обсуждали в Заксобрании – на заседании комитета по собственности и экономической политике – и решили ее рассмотрение отложить до осени, а срок внесения поправок продлить до 15 сентября.

Выступавший перед Зубаревич министр экономического развития региона Евгений Орачевский, занимающий этот пост меньше месяца, сразу отметил, что пришел не защищать стратегию, а выслушать конструктивные предложения по ее усовершенствованию. Таковые у столичной гостьи нашлись, прислушиваться ли к ним – дело областного руководства.

Совет философский: не все можно изменить, иногда нужно смириться и подстроиться

Не все желания исполняются, и зачастую причина тому – не зависящие от нас обстоятельства. Вот, например, географическое положение Иркутской области. Наталья Зубаревич была безжалостна – никаких преимуществ у региона нет, а есть чудовищная удаленность от основных рынков. И не передвинешь. Потому фантазиям о буме обрабатывающей промышленности суждено разбиться о высокие транспортные издержки. Еще одна область, в которой Прибайкалью не стоит пытаться прыгнуть выше головы, – IT (Information Technology). В качестве аргумента – диаграмма «Уровень образования городского населения». Иркутская область близка к середине шкалы: не интеллектуальная элита, но и не, по определению Натальи Зубаревич, «чисто конкретные ребята». К первым, что приятно, все-таки ближе.

– Преобладает среднее профессиональное образование. У вас нет базы для развития высокотехнологичной экономики, это могут быть только локальные точки, – пояснила эксперт.

Скептически отнеслась федеральный эксперт и к планам местных властей по наращиванию численности населения. Отмечает: остановить отток населения невозможно (разве что попробовать выставлять заградотряды), а вот изменить его скорость шансы есть.

– Люди рациональны, зачастую вразрез с решениями партии и правительства. Пока нет качественных рабочих мест, пока стоимость жизни и качество инфраструктуры не компенсируются заработной платой, люди будут уезжать туда, где лучше. Поймите, плюсовой миграции в регион не будет. А вот плюсовой миграции в Иркутск добиться можно, концентрируя население региона в нем, создавая в областном центре новые, хорошо оплачиваемые рабочие места, – отметила Зубаревич.

Прирост за счет рождаемости, по ее словам, тоже маловероятен. Согласно половозрастной пирамиде Российской Федерации на ближайшие десять лет, количество граждан подходящего для произведения на свет потомства возраста будет не так уж велико. Тут уж тоже поздно что-то менять.

– Вы считаете, что мамочки-ударницы будут по трое–четверо рожать? Сейчас же! Мамочки-ударницы, как и прежде, родят 1,75 ребенка за детородный период. Колебания демографических показателей в регионе в принципе не так велики, но в ближайшие годы вас ждет небольшой минус, – обозначила перспективы ученый.

Для не согласившегося было с такими прогнозами заместителя председателя регионального правительства Антона Логашова Зубаревич устроила нехитрую демонстрацию, спросив у присутствующих женщин, готовы ли они родить по три ребенка каждая на радость руководству области. Откликнулся на предложение лишь один человек, им оказался политолог Сергей Шмидт, радостно ответивший: «Если от руководства области, то да».

Совет отрезвляющий: стратегическое планирование должно опираться на реальные данные

В частности, не стоит слишком многого ждать от «Газпрома», руководство которого мало интересуется проблемами региона. Тут Зубаревич подчеркнула: как ни печально, но в современных российских реалиях как политический игрок эта корпорация куда весомее, чем какой-либо губернатор. Что следует делать тем, кто все-таки хочет договориться? Ну, например, попросить на губернаторство Валентину Матвиенко, хотя и это не дает никаких гарантий.

– Большие ребята все решают в Кремле, играть с ними в игры – безнадега. У них выстроены субподрядные связи, все откаты сделаны, и вас там никто не ждет. Посмотрите, могут ли те самые жители со средним профессиональным образованием работать вахтами там, где строится труба. В эту щель еще можно попробовать сунуться, – была безжалостной Наталья Зубаревич.

Не отраженный, по ее мнению, должным образом в стратегии фактор – снижение доходов населения. Средний показатель за 2015 и 2016 годы – 10 процентов, падение приостановилось только в первом квартале текущего года. Стратегически верно было бы выработать разные подходы для людей с различными уровнями жизни.

– Меня поразило, что в стратегии этого вообще нет. Вы будто говорите: ах, как все хорошо, а будет еще лучше. Средний класс – около 30 процентов населения – вынужден вернуться от инвестирования в себя к выживанию, отсюда нарастающее недовольство, риски для самых нижних слоев – сильнейшая деградация. И Иркутская область в этом плане как все, ничего особенного, – выступила Зубаревич. – По чудовищному неравенству доходов мы – латиноамериканская страна. Огромное количество людей до сих пор живет хуже, чем жил средний советский человек, несмотря на то, что их доходы некоторое время росли. Вставьте в стратегию хоть что-нибудь про них: мобильность детей, вытаскивание их с помощью образования оттуда в другую жизнь. Взрослое поколение вытащить уже никак нельзя, кроме соцзащиты. Стратегия, которая всего этого не учитывает, – маниловская.

К реальным же конкурентным преимуществам региона относятся, например, природные ресурсы, дешевая электроэнергия и, конечно, Байкал.

– Реальное преимущество, но то, как оно сейчас используется, не вдохновляет. Когда я смотрю, как застроена Листвянка, плакать хочется. Эти розовые замки раннего бандитского капитализма. Я была и на Малом море – для неприхотливого человека, может, оно и ничего. Но расценки рассчитаны на совсем другие слои. И чертовы кучи мусора кругом. Надо работать над этим, создавать хорошую рекреационную зону, – призвала Зубаревич.

Совет бюджетный: не только просить, но договариваться и добиваться

В ходе обсуждения бюджета Иркутская область получила наибольшее количество комплиментов, касающихся и формирования его доходной части («по налогу на прибыль – шикарная динамика»), и работы с дефицитом. Искренние поздравления прозвучали региону и как одному из наименее зависимых от федеральных трансфертов. Это особенно важно в условиях непрозрачности их распределения. Критика прозвучала в части работы с консолидированными группами налогоплательщиков.

– «Роснефть», «Газпром» и другие подобные товарищи. Вот не получается у вас с ними, не удается вести эту тяжелую лоббистскую работу. Даже бедные томичи, у которых «Роснефть» ведет себя как колонизатор, лучше справляются. А вы прям сироты казанские, – посетовала Наталья Васильевна. – Но зато с Минфином вы работать умеете. Сходил в правильное место, поплакал правильно, мотивировал Минфин или сбоку зашел и получил деньги. Только это не системно: на следующий год получишь шиш. Хотя у вас и шиш меньше общероссийского, молодцы.

А вот что стоило бы, считает Зубаревич, продвигать на федеральном уровне, так это чтобы налог на прибыль был полностью региональным. Сейчас в регионе остается 52 процента собранных налогов, а могло быть ощутимо больше. Что касается бюджетных расходов, замечание Прибайкалье получило за незначительные траты на «экономику как стимул развития». Иркутская область тратит 14 процентов, средний показатель по регионам – 20 процентов.

– Вы уже окончательно договорились, что вы будете супер социально ориентированным регионом и забьете на все остальное? Или вы просто не знаете, как подступиться? – прозвучал вопрос. – В Сибири это действительно очень трудно сделать. Но «пощупайте» хотя бы опыт соседей – Красноярска, Новосибирска. Надо придумывать, как с минимальными издержками несколько переформатировать расходы на социальную защиту. Это очень важно, но развиваться вы на что собираетесь?

Совет муниципальный: больше самостоятельности городам, веры в агломерацию

По мнению Зубаревич, надо инвестировать в города – «моторчики, которые тащат за собой экономику» и «концентрируют лучший человеческий капитал». Но инвестировать не абы как, а прислушиваясь к муниципальным властям и с учетом нужд отдельных населенных пунктов. Что не всегда удается с современным подходом к выделению субвенций.

– Тебе сверху дали деньги и сказали, на что ты их потратишь, да еще, сволочь, и софинансируешь. Ты как кассир. Как можно развивать города в условиях финансового крепостного строя? Живые города так не развиваются, – отметила выступающая. – У области и городов должна быть рабочая площадка для диалога, а не ругани и обвинений.

Еще одна рекомендация – стряхнуть пыль с проекта агломерации Иркутска, Ангарска и Шелехова, активно обсуждавшегося около десяти лет назад. Конкретные разработки по созданию города-миллионника представлял бывший депутат Законодательного собрания Иркутской области Алексей Козьмин. В их числе модернизация транспортной инфраструктуры, создание международных научного и образовательного центров, индустриальных парков, а также особой экономической зоны рекреационного типа, строительство новых жилых микрорайонов.

– Подумайте, как можно адаптировать ее к современным реалиям. Это рабочая идея, – подчеркнула Зубаревич.

Фото телеканала «Дождь»


Яндекс.Метрика