Въездной туризм в Иркутской области неуклонно растет, в том числе и за счет иностранных граждан. О том, как обстоят дела в отрасли, что уже сделано и какие темы обсуждаются, рассказала в ходе пресс-конференции 25 сентября руководитель агентства по туризму Иркутской области Марина Рожкова.
По данным агентства, в 2014 году область посетили более 1 млн 371 тыс. граждан России и более 82 тыс. иностранцев. Прирост составил около 65 и 5 тыс. туристов соответственно, причем особенно заметным стал прирост так называемого событийного туризма — то есть посещение разного рода фестивалей, карнавалов, спортивных мероприятий и этнических праздников. В составленном агентством по туризму «Событийном календаре» за 2014 год значится 53 события, в том числе 21 спортивное, 12 культурных (музыкальных, театральных, кинематографических и т.д.), а также несколько религиозно-обрядовых.
Некоторые события были мирового уровня — чемпионат мира по хоккею с мячом, пронос факела Паралимпиады; несколько — международного, однако большинство трудно назвать крупными или существенными даже в масштабах Иркутской области. Например, открытие горнолыжного сезона на горе Соболиной наверняка доставит массу удовольствия спортсменам, однако этот спорт вряд ли можно назвать массовым и общедоступным. Еще больше удивления вызывает «Самый массовый спуск со склона в купальниках» — обещали, что рекорд будет зафиксирован в Книге рекордов Гиннеса, однако результат недотянул даже до аналогичного спуска годом ранее в Томской области.
При этом в 2014 году агентство по туризму и другие структурные подразделения правительства области отказали в поддержке фестивалю ледовой скульптуры на Байкале (хотя в календарь он включен), сославшись на то, что такую поддержку оказывали в прошлом, фестиваль уже устоялся и в помощи не нуждается. По этой странной логике следовало бы давно отказать в поддержке фестивалю «Сияние России», который проводится намного дольше и, следовательно, устоялся окончательно. Вообще незачем поддерживать православные Крещение и Троицу, коим уже добрых полторы тысячи лет, и не менее древний Сурхарбан.
Полным анекдотом выглядит наличие в календаре «Свадебного форума» — и отсутствие каких бы то ни было мероприятий, связанных с 55-летием ввода в строй Иркутской ГЭС и 60-летием начала строительства Братской ГЭС. Если предполагается, что гости области с радостью потащатся в село Савватеевка на фестиваль деревянной скульптуры «Лукоморье», то странно предполагать, что они не захотят взглянуть на первую в Сибири Иркутскую ГЭС, на которой хранятся — уже демонтированные — многие установки и приборы, сохранившиеся с момента пуска. Кстати, на титул «первой в Сибири» претендует и Новосибирская ГЭС, но там работы начались в апреле 1950 года, а в Иркутске — все-таки в марте. Братская ГЭС, одна из самых мощных в России, вообще могла бы стать центром историко-культурного комплекса — если бы агентство по туризму мыслило хоть чуть-чуть шире.
Вообще, судя по представленному на пресс-конференции буклету «Радуга Байкальских путешествий», история Иркутска остановилась в 1917 году: в экскурсию по городу по так называемой «зеленой линии» (горожане могли видеть ее под ногами в центре) не включено ни одно здание моложе 150 лет — за единственным исключением мемориал «Вечный огонь». Непонятно, чем занимались с точки зрения авторов проекта иркутяне все последующие годы, зачем жили и чего добились? Можно понять логику действительно древних и пришедших в полный упадок городов «Золотого кольца», где последнее важное событие случилось в эпоху Смуты, но в Иркутске есть худо-бедно и промышленность, и наука, и интересные люди. Увы, сосредоточившись на действительно большом таланте Дениса Мацуева, областное министерство культуры и агентство по туризму полностью игнорируют все другие явления и личности всероссийского масштаба: барда Олега Медведева и студию «Полнолуние», Вадима Мазитова и группу «Принцип Неопределенности», писателей Юрия Самсонова и Бориса Черных.
Впрочем, как говорится — по одежке протягивай ножки. На всю пропаганду туризма у агентства есть 2,4 млн (два миллиона четыреста тысяч) рублей на весь год. В приличной туристической компании рекламный бюджет и то больше, а тут богатейшая Иркутская область. Можно сказать, что агентству и лично Марине Рожковой как его руководителю крупно повезло: Иркутск — ближайший аэропорт на пути к Байкалу, а священное озеро рекламирует само себя. Правда, тут нам на пятки наступает Бурятия, которая создала собственную особую экономическую зону туристско-рекреационного типа. Или уже мы догоняем Бурятию?.. У нас-то даже разговоры про такую зону давно затихли.
Марина Рожкова выдвинула очередную серию смелых заявлений о будущем туризма на Байкале — например, провести здесь фестиваль КВН вместо знаменитого Юрмальского. На резонный вопрос: «Где именно?» (ведь обещанный культурный центр в виде черепа мамонта в Большом Голоустном тоже забыт — давно и прочно), был дан неожиданный ответ: на набережной Байкальска. То есть не на самой открытой всем ветрам набережной, которую тоже еще надо построить, а в специальном шатре.
Смелое и неожиданное предложение Марины Рожковой наталкивается на одну простую и понятную проблему: логистика. На первом месте по количеству посещений Иркутска стоят китайцы, корейцы и японцы — которым сюда относительно близко, и немцы — которые в Европе считаются одним из самых богатых народов. Все остальные, включая россиян, сильно задумываются уже при виде цены на перелет «Москва — Иркутск». Тема льготных перевозок поднимается много лет подряд — но никак не решена, тема организации чартерных полетов хотя бы из столицы страны прозвучала один раз и крайне робко.
План событий на 2015 год агентство по туризму планирует сформировать к ноябрю текущего года, а уже сейчас Марина Рожкова смогла сообщить, что в него будут включены всего два туристических маршрута или события, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Хотя в одном только Иркутске можно было организовать туристический маршрут по бывшим госпиталям и заводам, по памятникам участникам войны и по местам, где жили иркутяне-Герои. Один только авиазавод дал бы повод для многочасового рассказа о тех типах самолетов (а среди них был и такие редкости, как Ер-2, он же «дальний бомбардировщик ОКБ 240») — но, увы, не планируется.
Зато в планах агентства давно назревшая попытка сделать отдых на Байкале чуть более круглогодичным. Не секрет, что большая часть туристов приезжает в область на протяжении четырех-пяти месяцев и владельцы туристических компаний стараются выжать из этого сезона достаточно средств, чтобы потом прожить остаток года. Из-за этого трехдневный отдых семьей на Байкале обходится дороже, чем неделя в Таиланде, что, конечно, абсолютная несуразица. Марина Рожкова пообещала приложить все усилия — свои и всего коллектива агентства — чтобы исправить эту ситуацию и тем самым сбить цены.