10—12 ноября в Иркутске и Байкальске прошла IX Международная конференция «Реки Сибири и Дальнего Востока». В работе конференции приняли участие делегации правительственных организаций, бизнеса и общественных организаций из России, Китая, Монголии, Узбекистана, Киргизии и Европы. Правительство Иркутской области представлял министр природных ресурсов и экологии Олег Кравчук.
Открывая первое пленарное заседание, состоявшееся в Институте географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, заместитель директора института Леонид Корытный отметил, что конференция становится все более представительной и влиятельной, к ее докладам и рекомендациям прислушиваются органы власти и бизнес-структуры в различных странах мира. Основной темой очередной конференции должны были стать отношения между Китаем, Монголией и Россией в связи с проектами строительства нескольких ГЭС на Селенге и ее притоках на территории Монголии. Министр Олег Кравчук в своем выступлении рассказал о заметном дисбалансе в распределении водных ресурсов на территории области: в южных районах все более заметно негативное влияние маловодья, в то время как в районе реки Лены населенные пункты все чаще страдают от наводнений. Правительство Иркутской области проводит мероприятия по установлению водоохранных зон и изучению воздействия человека на водные комплексы. На территории области находятся три водохранилища и часть трансграничного с Красноярским краем Богучанского водохранилища, управление этой сложной системой вызывает все больше вопросов, ставит перед областью все новые и новые задачи.
– Я желаю вам успешной работы и надеюсь, что все обозначенные темы будут обсуждаться на ваших круглых столах. В последние годы у нас возникают все новые проблемы в связи с маловодьем и снижением уровня Байкала ниже уровня, установленного законом об охране озера, – рассказал министр. – Если бы мы строго выполняли закон, достаточно скоро город Ангарск остался бы без воды, и в этой ситуации на самом высоком уровне в правительстве РФ было принято решение, разрешившее сработку озера ниже отметки 456 м над уровнем Тихого океана. В 2015 году мы констатируем повторение прошлогодней ситуации, и это вызывает серьезную озабоченность. Надеюсь, что поддержка экологической общественности, научного сообщества и водопользователей позволит нам сформировать взвешенную позицию и программу действий для сохранения природного многообразия озера Байкал.
В рамках первого пленарного заседания участники конференции ознакомились с докладами о внедрении систем экологической оценки в программы регионального развития и крупные инвестиционные проекты, о водных проблемах так называемого нового Шелкового пути, а также о новой китайской стратегии экономического развития, которая дает соседним странам как шансы для развития, так и серьезные риски. Представитель Бурятского регионального объединения по Байкалу сделал доклад о проблемах озера и тех путях их решения, которые кажутся наиболее перспективными в Республике Бурятия. Координатор экологической программы по Китаю отчитался о работе, проделанной в КНР для оценки воздействия угольной промышленности на водные ресурсы. Болезненную для Средней Азии проблему трансграничного регулирования распределения водных ресурсов представил в своем докладе делегат из Узбекистана, а делегат из Красноярска поведал об опыте обращения с жалобами в Инспекцию Всемирного банка при рассмотрении проектов строительства ГЭС в бассейне Байкала.
Все участники постоянно подчеркивали необходимость проведения трансграничной экологической оценки любого энергетического или водного проекта, особенно при реализации такого сложного и многогранного проекта, как «Шелковый путь». Леонид Корытный отметил, что для России эта тематика считается относительно новой, в то время как КНР, Монголия и другие страны Азии, живущие в условиях жесткого дефицита водных ресурсов, наработали определенный опыт ее регулирования и решения.
Проект ЮНЕСКО об изучении Шелкового пути был принят еще в 1988 году, существует международный проект туризма и американский проект Нового Шелкового пути, но наиболее близким к воплощению в жизнь и в то же время наиболее широким считается китайский проект экономического и энергетического сотрудничества в рамках Шелкового пути. Озеро Байкал и Иркутск лежат на основном векторе Шелкового пути, в области есть несколько энтузиастов, которые занимаются этой тематикой, и даже готов первый выпуск журнала «Великий Шелковый путь».
К сожалению, довольно часто проблемы трансграничных бассейнов рек решаются даже вооруженным путем – из 1230 конфликтов, произошедших вокруг рек в 2014 году, около 5% были именно вооруженными столкновениями. В ряде случаев экономически более сильные страны не учитывают интересы своих соседей: Китай, например, строит плотины в бассейне реки Или, впадающей в озеро Балхаш, что ведет к сокращению притока в озеро, загрязнению его химическими отходами и другим проблемам. Китай отказывается рассматривать эту проблему в диалоге с соседями и учитывать их интересы. Многие конфликты можно было преодолеть путем внедрения передовых технологий ведения сельского хозяйства (Таджикистан и Узбекистан расходуют на орошение одного гектара более 140 кубометров воды, в то время как Израиль – всего 54), но техническая отсталость стран Средней Азии не позволяет это сделать.
– Из-за этого человечество, видимо, уже простилось с Аральским морем, – отметил Леонид Корытный. – Вероятно, еще не все знают, но два месяца назад в правительстве РФ создана комиссия для рассмотрения проекта переброски воды из Сибири в Среднюю Азию. В свое время эта тема уже разрабатывалась, была закрыта и вот теперь вернулась на новом уровне. И всем нам предстоит ее рассматривать. Хочется быть оптимистами, ведь конфликты между странами Шелкового пути не пойдут на пользу ни одной из стран, участвующих в этом проекте.
Евгений Симонов (Коалиция «Реки без границ») рассказал о проекте Китая по созданию «экологической цивилизации». План из 56 пунктов принят Госсоветом КНР и Политбюро ЦК КПК лишь 11 сентября 2015 года, он предполагает обеспечение экологической безопасности государства, улучшение качества окружающей среды, повышение эффективности использования источников энергии и даже пожизненную отчетность чиновников за принятые ими решения. В Китае создан модельный эко-уезд Мохэ, который посещают 1,5 млн туристов в год и где производят 45 не древесных лесных товаров в рыночных количествах. При абсолютно равных природных и экологических условиях с российской стороной, китайцы абсолютно превзошли соседние районы Приамурья. Хитрость состоит в том, что местные ресурсы берегут и охраняют, а все необходимое для жизни ввозят с территории России и других стран.
Китай создает более 20 банков с суммарным инвестиционным капиталом более 1 трлн долларов, что создает китайским компаниям отличные условия для перестройки всего Азиатского континента. Провинции Китая уже конкурируют за участие в проектах Шелкового пути. В итоге реализации проекта китайские госкорпорации получат влияние практически на все страны Азии, распространят свои (устаревшие) технологии на огромные территории и получат усилившееся влияние на мировую политику и экономику. В проекте готовы принять участие более 50 стран (отказались лишь США), часть стран уже подписала двусторонние соглашения, Россия готова сотрудничать на определенных условиях, Монголия предлагает КНР трехсторонний (с участием России) проект «Степной путь».
– На всем этом пути есть один большой вопрос: нет единого ответственного с китайской стороны за экологическую составляющую проектов. У Китая вообще нет культуры консультаций с населением, но есть желание использовать устаревшие «грязные» технологии. Нет процедур проверки качества проектов, а у нас есть множество готовых проектов, только бери и строй, – отметил Евгений Симонов. – Пока есть очень примитивный анализ: усилится отчуждение аборигенных земель, осложнится экологическая ситуация, будет происходить разрушение природных мест обитания многих видов и их исчезновение. Нужна стратегическая экологическая оценка, которая позволит России отмести наиболее опасные проекты, сохранить ценные и уязвимые объекты.
Евгений Симонов привел несколько проектов, одни из которых явно опасные, а другие представляются почти приемлемыми: к первым относятся нефте- и газопроводы, целлюлозные заводы и так далее; ко вторым – самолетостроение, железная дорога Москва – Казань и так далее. Пока Россия в лице региональных и федеральных чиновников принимает сомнительные решения, например, Амазарский целлюлозный комбинат, построенный в месте, где нет достаточных лесных ресурсов. Большие сомнения вызывает перспектива строительства каскада ГЭС на реке Селенга – никто, кроме китайских корпораций, за такие перспективы не берется. Евгений Симонов и его сторонники полагают, что вполне можно экспортировать из Китая и совместно развивать экологически чистые технологии солнечной и ветровой энергии.
– Без диалога, без давления гражданского общества ничего хорошего из этого проекта не получится, – констатировал Евгений Симонов.
Доклады, стенограммы круглых столов и другие материалы IX Международной конференции «Реки Сибири и Дальнего Востока» будут представлены в сборнике, который планируется издать в следующем году.