С 1 по 10 октября все собственники квартир в многоквартирных домах Иркутской области получат извещение о сумме взноса на капитальный ремонт общего имущества дома. Напомним, такая обязанность появилась у собственников в связи с принятием поправок в статью 169 Жилищного кодекса РФ и областного закона № 167-ОЗ от 27 декабря 2013 года. Средства будут аккумулироваться на специальных счетах в банке и расходоваться по целевому назначению специально созданным Фондом ремонта многоквартирных домов Иркутской области.
Как рассказал на пресс-конференции 1 октября директор Фонда Тимур Сагдеев, сам он уже заплатил причитающиеся 450 рублей, а это значит, что хотя бы в какой-то части система начала работать. Выглядит все следующим образом. Правительство области, следуя рекомендациям федеральных органов, разработало нормативы оплаты для всех видов многоквартирных домов — от малоэтажных до многоэтажных, с лифтом или без него, с мусоропроводом или помойкой во дворе и так далее. Умножив соответствующий тариф на площадь собственной квартиры, каждый житель области может примерно прикинуть сумму оплаты и затем сравнить ее с тем, что увидит в квитанции. Ответственное дело доставки квитанций пока поручено выполнять 12 «операторам» — структурам «Энергосбыта» и хорошо зарекомендовавшим себя управляющим компаниям. Кстати, если собственник не оплатит взнос в срок, ему начнут начислять пени.
К первой квитанции следует присмотреться внимательнее: в первую очередь нужно проверить указанную в ней площадь квартиры (размер оплаты зависит именно от нее) и тариф. Не секрет, что в Иркутской области есть дома нестандартной комплектации — например, 16-этажные дома без мусоропровода или дома в 6 и более этажей без лифта. При любых сомнениях в размере оплаты или при возникновении любых вопросов следует звонить по указанным в квитанции номерам — специалисты Фонда (которых, при штате 84 человека, пока трудоустроено только 36) будут проверять данные по базе Росреестра. Теоретически, после проверки и подтверждения ваших данных в следующую квитанцию внесут поправки.
Представить, насколько сложной будет эта работа, можно по таким цифрам. Всего в Иркутской области насчитывается 14 тыс. 730 многоквартирных домов. Из них 315 домов решили сформировать специальные счета для индивидуального накопления средств — законом такое право предусмотрено. Еще 462 дома исключены из программы, поскольку они признаны аварийными (и непригодными для ремонта). Таким образом в программе капительного ремонта заботам Фонда переданы 13 тыс. 953 дома, каждый из которых должен быть отремонтирован в течение ближайших 30 лет. Узнать о сроках предстоящего ремонта можно будет на сайте Фонда, после того, как технические специалисты разберутся с программным обеспечением и наладят его работу.
Помимо средств собственников Фонд располагает небольшими суммами из областного бюджета (102,5 млн рублей) и местных бюджетов (85 млн). Предполагается, что в оставшееся до конца 2014 года время Фонд сумеет собрать еще несколько десятков миллионов рублей и приступит к выполнению работ. Правда, для этого еще нужно провести конкурсные процедуры по отбору подрядчиков и, судя по количеству заинтересованных структур, эта процедура не будет простой и понятной. Достаточно сказать, что помимо Фонда, который обязан заниматься этой работой в соответствии со своим уставом, к процедуре отбора подрядчиков проявили интерес Общероссийский народный фронт, саморегулируемая организация строителей Байкальского региона, некие «общественные организации» и Союз строителей.
По сути, 2104 год станет для Фонда переходным: начнется сбор средств, произойдет регулировка системы рассылки извещений и проведения экспертиз и конкурсов. Ремонты домов, отобранных для финансирования в 2014 и 2015 годах, должны будут пройти с 1 мая по 1 ноября 2015 года — в 2014 году никакие работы не начнутся. И параллельно с этой работой Фонд будет формировать планы на 2016 год, чтобы, наконец, приступить к нормальной работе. Уже определено, что в 2014 году Фонд имеет право расходовать 80 процентов собранных средств, в 2015 и последующих — по 60 процентов.