Реклама на радио и в телеэфире раздражает. Громкая реклама раздражает особенно. В России решили с ней бороться. О том, как это будет происходить с технической и юридической точек зрения, рассказали 31 августа на пресс-конференции руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области Сергей Костылов и заместитель руководителя регионального управления Федеральной антимонопольной службы России Александр Кулиш.
Закон, запрещающий слишком громкую рекламу, был принят еще в 2006 году, напомнил Александр Кулиш. Но лишь 25 мая 2015 года вступили в силу поправки к закону о рекламе, который ввели, наконец, в действие специальный технический регламент, описывающий процедуру измерения громкости передачи до рекламы, во время рекламы и после нее. После вступления в силу закона был принят приказ Федеральной антимонопольной службы об утверждении методики измерения громкости, который начал действовать 3 августа.
— Уже 20 августа Томским УФАС было возбуждено дело в отношении канала ТВ3 в связи с превышением громкости рекламы над громкостью передачи при трансляции одного из сериалов, — отметил Александр Кулиш. — Теперь есть четкий порядок: если есть превышение громкости на 1,5 децибела — сразу заводим дело. Антимонопольные органы в регионах будут записывать 5 минут передачи до рекламы, саму рекламу и 5 минут после нее. После этого запись в формате MPEG2 или MPEG4 направляется в центральный аппарат ФАС, где сегодня имеется единственный аппаратно-программный комплекс, который позволяет замерить превышение громкости. На основании измерений будет составлен протокол, на основании которого заводится дело. В 2014 году у нас было обращение жителя Нижнеудинска, который считал, что местная телекомпания транслирует канал ТНТ с превышением громкости. В том году мы вынуждены были дать гражданину ответ, что нет технической и правовой возможности зафиксировать нарушение и привлечь виновных к ответственности. Теперь такие возможности есть, прецедент создается — дело возбуждено, вскоре будет решение.
Как пояснил Александр Кулиш, граждане не должны прилагать к своему заявлению никакие записи — достаточно назвать канал, передачу и рекламу, а далее специалисты сделают запись сами. При этом УФАС не будет проводить в 2016 году плановые проверки рекламных компаний, поскольку все они попадают под действие законов, защищающих малый бизнес. Однако расслабляться не стоит: УФАС может проверить любую рекламу, в любой момент и даже без предварительных обращений граждан.
Сергей Костылов в свою очередь напомнил, что на август 2015 года в Иркутской области зарегистрировано 569 средств массовой информации. Из них печатных 395, электронных, включая телеканалы, радиостанции и так далее — 155.
— На сегодня Роскомнадзор, как и коллеги из УФАС, свел плановые проверки к нулю, — рассказал Сергей Костылов. — Но плановая проверка — это выход к юридическому лицу, тесное взаимодействие с ним, а мы теперь работаем дистанционно, делаем записи радио и телеэфиров, проверяем контент по всем СМИ, включая печатные и электронные. Мы выявляем нарушения, отправляем в ФАС и далее уже они решают, есть нарушение или нет. У нас состав преступлений намного шире: нарушение государственной тайны, экстремизм, реклама курения, закон о защите детей и так далее. В прошлом году у нас были нарушения статьи 4 закона «О СМИ», в этом году пока нет. Мы часто проводим выездные конференции, в том числе в Братске, поэтому любые вопросы, возникающие у СМИ, мы решаем быстро, в открытом диалоге. Мы оказываем любую помощь любому СМИ, любому специалисту.
Важно, что закон ограничивает не только громкость рекламы в электронных СМИ, но и ее объем. В печатных изданиях, которые не заявлены, как рекламные, объем рекламы не может превышать 40 %; для телеканалов введено ограничение 9 минут рекламы в час; радиостанции не могут ставить более 288 минут рекламы в сутки. При этом если иные нарушения закона о рекламе могут быть наказаны штрафом от 100 тыс. рублей, то нарушение пункта об объеме рекламы карается штрафом минимум на 200 тысяч.
— Такие примеры есть в Тайшете, Нижнеудинске и других районных центрах, — отметил Александр Кулиш. — Региональные издания в этом отношении аккуратнее.
При необходимости специалисты УФАС могут записать все передачи за несколько суток подряд и затем слушать их, замеряя время звучания рекламы. Так что руководству электронных СМИ не стоит расслабляться и думать, что за ними никто не следит: постановление о возбуждении дела может появиться в любой момент.