Федеральные и региональные чиновники и депутаты разошлись во мнениях при обсуждении лесных проблем.
Комитет Государственной думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям провел 26 июня выездное заседание в иркутском «Байкалбизнесцентре». Темой круглого стола стала работа органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере лесных отношений — причем речь шла не столько о перспективах, сколько о задачах и проблемах.
В работе круглого стола помимо четырех постоянных членов комитета приняли участие заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ — руководитель Рослесхоза Иван Валентик, шесть депутатов Госдумы — членов межфракционной группы «Байкал», заместитель председателя правительства Иркутской области Виктор Кондрашов и министр лесного комплекса региона Сергей Шеверда, депутаты Законодательного собрания Прибайкалья и представители муниципальных образований области. Делегации представляли Хабаровский и Алтайский края, Республику Бурятия. Организаторы сочли нужным пригласить на мероприятие общественные организации — региональное отделение Всероссийского общества охраны природы, волонтерский отряд «15.08» и объединение «Байкальское Содружество». Всю иркутскую науку представлял единственный Виктор Кузеванов — экс-директор Иркутского ботанического сада ИГУ.
Открывая заседание, председатель комитета ГД по природным ресурсам Николай Николаев отметил, что на все мероприятие отведено всего два с половиной часа — и очень много тем. Каждая из которых заслуживала научной конференции дня на три: борьба с лесными пожарами, борьба с вредителями, сбор и использование дикоросов и так далее. Комитет впервые проводит выездное заседание, и для его членов очень важно было услышать отклик на подготовленные законопроекты и рассказ о бедах территорий.
Председатель Законодательного собрания Иркутской области Сергей Брилка поприветствовал участников и тут же огорошил всех сообщением: его помощники подготовили доклад, но он не будет его читать — просто все посмотрят «картинки». Картинки, иллюстрировавшие Сталинский план преобразования природы, принятый в 1948 году постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б), выглядели как прямое оскорбление современной России — протянувшиеся на тысячи километров лесополосы были посажены и защитили огромные пространства плодородных земель от суховеев, а сегодня ничего похожего в стране нет.
— У меня есть предложение: людей в отдаленных районах пригласить работать на лесовосстановлении. Заплатить им как следует. Так мы и лес восстановим, и напряженность в отдаленных районах снимем. Сегодня люди видят, как мощные машины вывозят лес десятками кубометров, а они не могут даже дров набрать, — заявил Сергей Брилка.
Руководитель Рослесхоза Иван Валентик заявил, что нынешние проблемы лесного хозяйства страны возникли с началом 2000-х годов и «окончательно обострились после принятия Лесного кодекса». Документ, по признанию заместителя министра, переписывали целыми главами, на сессиях Государственной думы вносили по 40 поправок, но проблем меньше — по ощущениям Ивана Валентика, во всяком случае — не стало. Лесхозы всегда жили за свой счет (доля государственного финансирования не превышала 15 процентов), а вот в новую систему хозяйствования, предложенную авторами Лесного кодекса, входить в большинстве своем отказались.
2017 год, напомнил Иван Валентик, объявлен Годом экологии. Несмотря на единое правовое пространство, традиции защиты лесного богатства в разных регионах России отличаются как небо и земля — богатый Ханты-Мансийский округ заказал одному из университетов Уральского федерального округа план защиты каждого населенного пункта — и стоило это не менее 100 тыс. рублей на каждый поселок. Иркутской области, где даже градостроительные схемы есть лишь у каждого пятого муниципалитета, а населенных пунктов более 1 тыс. 530, подобные расходы могут оказаться непосильными.
— Лесные пожары всегда связаны с человеческим фактором. Много лет мы с этим боремся, и все равно Республика Саха (Якутия) на селекторном совещании ставит перед президентом вопрос о разрешении сельхозпалов. Объективно ситуация такова, что мы не можем контролировать эти палы. Никто не доказал, что от них есть польза и эта зола удобряет почву. Надеюсь, что больше такой вопрос вообще не возникнет, — заявил Иван Валентик.
Руководитель Рослесхоза высказал множество претензий в адрес тех глав регионов, кто занижает данные о пожарах и несвоевременно вводит режим ЧС. В качестве примера правильной работы с лесными ресурсами он привел Кировскую область, которая сделала их полную оцифровку. Благодаря этому, с одной стороны, любой желающий может получить полную информацию о том или ином лесном участке, а с другой стороны — любая продажа леса выполняется только через электронный аукцион и цена кубометра уже поднялась с 60 до 1,5 тыс. рублей.
Директор департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии РФ Андрей Грибенников представил отчет о положении дел в части разработки законопроектов по управлению лесами. Длинный список требований, предъявляемых к лесному бизнесу, сопровождался цифрами роста налоговых поступлений — в 2015 году, например, введение всего одного закона привело к увеличению доходной части федерального бюджета на 2 млрд рублей. В 2016 году создан реестр недобросовестных арендаторов, установлены требования по очистке арендованных участков и т.д.
— Вступил в силу закон 153-ФЗ, так называемый зеленый щит, и есть первый опыт в Смоленской области. Это полномочия общественных палат, — подчеркнул Андрей Грибенников. — Именно они должны проявлять инициативу и подбирать участки для включения в «зеленый щит».
Самым интересным на сегодняшний день считается законопроект, который — в случае принятия — позволит Рослесхозу своей властью увольнять в любом регионе заместителя губернатора, отвечающего за лесную отрасль.
Председатель комитета по законодательству о сельском хозяйстве, природопользовании и экологии Заксобрания Кузьма Алдаров сообщил собравшимся малоприятные цифры: на полное исполнение переданных области федеральных полномочий по управлению лесами необходимо более 5,2 млрд рублей, при этом Минфин выделяет области чуть более 500 млн рублей, региональное министерство — более 1,5 млрд. Очевидно, что нехватка 3 млрд рублей не может не отразиться на состоянии дел — техника устарела, количество специалистов сокращается. Кузьма Алдаров от имени Законодательного собрания выдвинул инициативу: выделить Иркутской области субсидию на приобретение специализированной техники и управление лесами в полном объеме.
Область, в свою очередь, прилагает большие усилия по наведению порядка — поставлены на учет 1 тыс. 367 пунктов отгрузки древесины, отправлены на расследование 7 дел, предоставлены более 1 тыс. 130 отчетов о работе пунктов отгрузки. Для увеличения в экспорте доли продукции высокой переработки региональные власти предлагают ввести дополнительный штат лесных инспекторов, усилить таможенный контроль и учредить квоты на вывоз лесной продукции низкой степени переработки.
— Федеральный бюджет финансирует всего 1,5 процента расходов по лесовосстановлению, — заявил Кузьма Алдаров. Тем не менее, судя по иллюстрировавшей его выступление таблице, в 2016 году площадь лесовосстановления составила 121 тыс. га (на 6 тыс. га больше, чем в 2015 году), а план на 2017 год превышает 130 тыс. га.
Иван Валентик немедленно отреагировал на выступление Алдарова заявлением: «Мало не только области, мало всем — если посчитать все обязательства, то сейчас у регионов есть примерно половина. Нужно 40 млрд — есть 21 млрд». Из этих цифр последовал очевидный вывод: Минприроды работает с Минфином, может быть, удастся выделить дополнительные средства, особенно с учетом пожарной обстановки.
— Не хочу называть федеральный бюджет «тришкиным кафтаном», но на самом деле так и есть. Если мы сегодня дадим Сибири и Дальнему Востоку — у нас будут проблемы в Поволжье и так далее. Надо системно внедрять механизмы самоокупаемости. Вспомнить процедуры биржевой торговли. Цены начинались с 50 и доходили до 1,2–1,3 тыс. рублей за кубометр. Надо вводить рубки перестоенной древесины на неарендованных территориях для лесхозов. Цена ей не 500 рублей, и уже в будущем году ситуация поменяется. И еще один пункт: арендаторы сегодня не обязаны тушить пожары — только принять меры к нераспространению пожара. Я считаю, нужно начать эту дискуссию. И еще арендатор должен охранять свои земли от незаконных рубок. Мы проверяли ситуацию в Иркутской области: 40 процентов рубок — на арендованных территориях. Может, и сам недобросовестный арендатор это делает? — задал риторический вопрос Иван Валентик.
Выступление заместителя председателя Заксобрания Алтайского края Сергея Серова встретило полное непонимание у представителей Рослесхоза: как оказалось, краевые и федеральные эксперты абсолютно по-разному оценивают необходимые объемы рубок, возраст лесов, пригодных для рубки и вообще не совпадают ни в одной оценке. Заместитель председателя Заксобрания Забайкальского края Сергей Михайлов напомнил, что его регион в силу природных условий — один из самых «горящих», причем страдает и от лесных, и от степных пожаров. Вице-спикер сравнил количество самолетов, занимавшихся наблюдением за лесами во времена СССР и сегодня — сравнение получилось не в пользу 2017 года. За 32 года, с 1985 по 2017 год, количество взлетных полос сократилось с 26 до 8, количество парашютистов снизилось с 450 до 190. Край обратился к федеральным властям с предложением создать отдельный орган, который занимался бы только тушением лесных пожаров в регионах Прибайкалья. Николай Николаев сообщил, что такое подразделение уже существует, но вообще, когда все жалуются на плохое межведомственное взаимодействие, создавать еще один новый орган — не вполне логично.
— Но давайте это обсудим с Рослесхозом и Авиалесоохраной, — согласился Николаев. При дальнейшем обсуждении выяснилось, что привлекать к разговору придется еще и Министерство сельского хозяйства, потому что многие земли сельхозназначения давно заросли лесом и могут гореть — а тушить их на средства, выделенные для тушения лесов, нельзя, нецелевые расходы.
Дискуссия завершилась обсуждением перспективы выхода сибирских дикоросов (грибов, ягод и орехов) на рынки стран Юго-Восточной Азии, Европы и Ближнего Востока. Начать, правда, придется регионам: сбор и первичную переработку придется налаживать именно им.