Правительство Иркутской области и Законодательное собрание региона провели 12 ноября публичные слушания об областном бюджете на 2019-й и плановый период 2020–2021 годов.
Все идет по плану
Председатель бюджетного комитета ЗС Наталья Дикусарова предупредила собравшихся о проведении заседания комитета 15 ноября и напомнила, что на слушания были приглашены общественные организации, главы и депутаты муниципальных образований и другие заинтересованные лица. Пришли же в основном министры областного правительства и несколько депутатов ЗС. Более того, никто из имеющих право выступить не записался заранее.
Фото Яны Ушаковой / ИА «Альтаир»
Министр финансов Наталия Бояринова в своем докладе назвала основные параметры областного бюджета на 2019 год: доходы — 142,6 млрд рублей, расходы — 146,8 млрд, дефицит — 4,2 млрд.
— Бюджет составлен таким образом, чтобы выполнить социальные обязательства при любом раскладе поступления налогов, — отметила Наталия Бояринова. — Основные средства будут направлены на основные направления развития с учетом требования Министерства финансов РФ о сокращении бюджетного дефицита. Бюджет составлен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития и с учетом налогового законодательства, в том числе планируемых с 1 января 2019 года изменений. В частности, движимое имущество исключено из налогообложения — областной бюджет потеряет на этом 4,6 млрд рублей, компенсация составит 1,5 млрд рублей из федерального бюджета. Бюджет на 2019 год полностью соответствует данным управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области. Доходы на входе полностью соответствуют тому уровню, которого мы достигли после октябрьской корректировки в 2018 году. Дотация из федерального бюджета для области на 2019 год составит 5,6 млрд рублей, что на 300 млн ниже, чем в 2018 году. При этом область полностью выполняет требования Минфина по консолидации областного бюджета и размерам государственного долга.
Наталия Бояринова напомнила, что в 2019 году в области будет действовать 21 государственная программа. Для достижения целевых показателей по исполнению майских указов президента будут выделены средства на исполнение программ по демографии, здравоохранению, спорту и созданию единого цифрового комплекса в здравоохранении. Ежемесячные денежные выплаты различным категориям пенсионеров и льготников будут увеличены на 4,3 %, то есть на размер официальной инфляции — всего на это будет выделено дополнительно более 361 млн рублей.
На строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры будут направлены 13,8 млрд рублей — приоритет отдан объектам, которые должны войти в строй уже в 2019 году. Предусмотрены средства на ремонт объектов социальной сферы, находящихся в областной собственности, — 1,9 млрд рублей. Объем Дорожного фонда Иркутской области составит 7,8 млрд рублей, причем министр финансов отметила, что средства на поддержку региональных фондов из федерального бюджета пока не распределены, речь в проекте бюджета пока идет только об областных деньгах. Дотации на сбалансированность муниципальных бюджетов составит 7,5 млрд рублей (в 2018 году на начало периода 6,1 млрд, после корректировки — 8,9 млрд).
— Мы сегодня озвучиваем только начальные параметры, с которыми регион входит в новый год. В случае поступления дополнительных доходов бюджет может быть скорректирован — в 2017 году было три корректировки, в 2018 году — две, — напомнила Наталия Бояринова.
Чего депутат в своем округе не знает?
Представители муниципальных образований задали вопросы о планах строительства социальных учреждений в Усольском и Иркутском районах, Байкальске и других муниципальных образованиях. Отвечая на жалобы депутатов местных дум, представители министерств здравоохранения, строительства и спорта вынуждены были напомнить: область выделяет средств в разы больше, чем три-пять лет назад, одновременно только по минздраву строят до 30 объектов в год, а объем освоения средств в муниципальных образованиях на ноябрь 2018 года составляет всего 60 %. Депутатам следовало бы усилить работу на своих территориях и активнее работать со строителями и администрациями.
— У нас есть рейтинг, выше других стоят объекты в высокой стадии готовности — ввод в 2018, 2019 годах. Есть дополнительный балл за территорию опережающего развития. Можно ввести дополнительный балл за особую экономическую зону для Байкальска. Так мы дойдем до того, что у нас для каждого муниципалитета, для каждого объекта будут дополнительные баллы, — отметила министр строительства Светлана Свиркина.
Жалобы представителя думы Байкальска на отсутствие средств — для покупки угля и проектирование новых теплоисточников — обернулись для автора вопроса публичным разоблачением: областной бюджет выделил 86 млн рублей на проектирование и 26 тыс. тонн угля из аварийного запаса на прохождение отопительного сезона. Если депутат этого не знает и задает вопросы в Иркутске областным министрам, вместо того, чтобы дойти до кабинета главы города Василия Темгеневского, депутат явно занимается не вопросами городской жизни, а личным пиаром.
Не менее странно выглядели и вопросы от Ассоциации муниципальных образований об увеличении заработной платы глав поселений: в октябре состоялось заседание рабочей группы, и министерство труда в очередной раз попросило АМО представить общие предложения, чтобы министерство не общалось с каждым главой по отдельности. Представитель АМО Зоя Масловская вела себя не слишком профессионально: она ни разу не дала министру труда Наталье Вороцовой договорить до конца, перебивала выступающего и повышала голос выше предела, принятого участниками слушаний как приемлемый для всех. Зоя Масловская еще не раз пыталась создать у участников слушаний неблагоприятное отношение к бюджету — в частности, заявила, что сокращаются дотации для муниципалитетов на образование. Министр образования Валентина Перегудова не без удивления напомнила, что 2018 год начинался с финансированием образования в размере 27 млрд рублей, а 2019 год начнется с 31 млрд.
— Возможно, в некоторых муниципалитетах сокращается финансирование в связи с сокращением количества учащихся, нужно уточнить, — сказала Валентина Перегудова.
— Мы пока не знаем, с каким результатом муниципальные образования закончат год, какие остатки или дефицит будут у каждого муниципалитета на 1 января. Поэтому будем очень плотно работать и доказывать каждый свою правоту. До 15 декабря каждый мэр отправит нам свой проект бюджета, и мы будем их рассматривать. Сейчас у меня есть вопросы к трем мэрам — при огромных финансовых вливаниях, например 313 млн в октябре для одного из них, мы имеем кредиторскую задолженность в 1,5 млн рублей по заработной плате. У меня нет вопросов по недостатку денег, но есть вопрос по финансовой дисциплине. Извините, уважаемые мэры, мы будем вынуждены вас очень жестко контролировать. Не знаю, как можно жаловаться сегодня, если Казачинско-Ленский район входил в 2018 год с 16 млн рублей, а в 2019 год — с 60 млн, — прокомментировала выступления представителей районов Наталия Бояринова.
Участники слушаний обсудили строительство дома спорта в поселке Усть-Ордынском (по оценке муниципалитета, на достройку нужен 31 млн, по данным министерства финансов, в бюджет на 2019 год заложено 36 млн) и вопросы профсоюзного объединения по размеру оплаты труда. Министр финансов Наталия Бояринова выразила глубокую признательность депутату Государственной думы Михаилу Щапову за активную работу по защите интересов области.
— Если бы все наши депутаты в Государственной думе работали так, как Щапов, в своих комитетах, профильные министерства областного правительства приветствовали бы их усилия, — отметила Наталия Бояринова.
В рамках слушаний выступили представитель областного профсоюза работников образования Наталья Иванова, помощник депутата ЗС Валерий Лукин, депутаты Законодательного собрания и члены общественных палат муниципальных образований. Лукин просил правительство области усилить работу по борьбе с бедностью, Наталья Иванова — сосредоточиться на повышении уровня жизни учителей (в некоторых районах области 44–55 % учителей достигли пенсионного возраста, молодые специалисты в школы не идут). Профильный комитет ЗС сформирует предложения и направит их в правительство для работы над бюджетом.