31-ая сессия Законодательного собрания Иркутской области приняла в первом чтении проект бюджета на 2016 год. Доходы региональной казны утверждены в объеме 101,5 млрд рублей, расходы — 108,9 млрд. Дефицит составит 7,4 млрд рублей или 8,5%, что учитывает поручение президента РФ о снижении размера дефицита бюджетов субъектов РФ, а также условия соглашения с министерством финансов РФ о предоставлении Иркутской области кредитов из федерального бюджета.
Список документов, опираясь на которые правительство готовило бюджет 2016 года, составляет в «Пояснительной записке» несколько страниц. Использован, в частности, прогноз социально-экономического развития области на 2014–2018 годы, в соответствии с которым сводный индекс потребительских цен в 2015 году вырос на 15,6 процента, а в следующем году подрастет еще на 7 процентов. Валовый региональный продукт предприятий области в текущем году составит 984 млрд рублей, а в 2016 году впервые перешагнет рубеж в 1 триллион. Прибыль предприятий области превысит 195,6 млрд рублей, инвестиции по прогнозу составят 228,7 млрд, а фонд заработной платы — 328,1 млрд.
Доходную часть бюджета сформируют два основных источника: налоговые и неналоговые доходы области, а также безвозмездные поступления. При этом собственные доходы бюджета составят 86,75 млрд (на 3,3 процента больше, чем в 2015 году), а различные дотации в сумме — 14,8 млрд. Суммарные доходы бюджета составят 101,55 млрд, что на 0,5 процента меньше, чем в 2015 году. Главной причиной сокращения доходов бюджета министерство финансов называет сокращение поступлений по налогу на доходы физических лиц с 32 до 28,5 млрд рублей, или на 10,9 процента. В то же время налог на прибыль организаций прогнозируется в объеме 30,04 млрд рублей, что на 2,6 процента выше ожидаемых поступлений в 2015 году.
Общая сумма поступления акцизов в областной бюджет на 2016 год планируется в размере 5,98 млрд рублей (на 21,6 процента больше уровня 2015 года). Поступления от акцизов на нефтепродукты оценены 4,52 млрд (на 36,3 процента выше, чем в текущем году), а вот от акцизов на алкогольную продукцию — всего 1,46 млрд, или на 8,8 процента меньше. Министерство финансов области и управление Федеральной налоговой службы сошлись в оценке поступлений транспортного налога: по предварительным оценкам, они составят более 1,8 млрд рублей, что на 24 процента выше уровня 2015 года. Очень существенно, на 35,4 процента, вырастут поступления налога на пользование природными ресурсами, этот налог принесет бюджету 1,99 млрд рублей.
В 2016 году 99,6 процентов расходов областного бюджета распределены между 17 государственными программами, охватывающими вопросы образования, здравоохранения, социальной политики, культуры, спорта, экономики и др. Объем программных расходов составит 108,4 млрд рублей, наибольший удельный вес занимает социальная сфера — 72,6 процента от общего объема расходов, или 79,08 млрд рублей. Вопреки сообщениям ряда СМИ, оптимизация (проще говоря — сокращение) коснулось не социальных расходов бюджета, а ряда долгосрочных программ — «Доступное жилье» на 2014-2020 годы, «Охрана окружающей среды» на 2014–2018 годы, «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015–2020 годы и др.
Если говорить о конкретных программах, то расходы по ним составят (в миллиардах рублей): «Развитие образования» — 31,9; «Развитие здравоохранения» — 24, 2; «Социальная поддержка населения» — 20,09; «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Иркутской области» — 9,5; «Управление государственными финансами Иркутской области» — 7,18; «Развитие дорожного хозяйства» — 7,1; «Развитие сельского хозяйства» — 3,1; «Развитие жилищно-коммунального хозяйства» — 2,92; «Доступное жилье» — 2,8; «Труд и занятость» — 1,4; «Развитие культуры» — 1,37; «Охрана окружающей среды» — 1,13. Сравнительно небольшие на этом фоне расходы предусмотрены по программам «Обеспечение комплексных мер противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» — 987,4 млн; «Развитие транспортного комплекса Иркутской области» — 832 млн; «Развитие физической культуры и спорта» — 325,2 млн; «Молодежная политика» — 95,4 млн.
Расходная часть бюджета сформирована с учетом нескольких приоритетных направлений:
реализация указов Президента РФ от 7 мая 2012 года — в том числе обеспечения в 2016 году уровня заработной платы для бюджетников сферы не ниже уровня 2015 года; выполнение социальных обязательств перед населением; соблюдение требований федерального законодательства в области охраны здоровья граждан и обязательного медицинского страхования; обеспечение сбалансированности местных бюджетов. «Бюджетные ассигнования на ежемесячные денежные выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам, неработающим пенсионерам, гражданам, которым присвоен статус детей Великой Отечественной войны, и социальные выплаты неработающим пенсионерам, работавшим в сфере физической культуры, предусмотрены с учетом индексации на прогнозируемый уровень инфляции в соответствии с проектом Федерального закона „О федеральном бюджете на 2016 год“», — сказано в пояснительной записке.
Как и обещал губернатор области Сергей Левченко вскоре после своего избрания, расходы на содержание органов исполнительной власти и освещение их деятельности существенно сократились. В частности, на обеспечение деятельности аппарата губернатора и правительства области выделено 305 млн рублей; на представительство правительства области при Правительстве РФ — 21,78 млн; на содержание Общественной палаты Иркутской области» и «Информационно-технического центра Иркутской области» — 39, 2 млн. Информационное освещение обойдется бюджету в 87,43 млн рублей, в том числе на областное государственное автономное учреждение «Издательский центр» — 17,9 млн; а на редакцию газеты «Областная» — 10,8 млн. В бюджете 2015 года, подготовленном год назад правительством Сергея Ерощенко, на освещение деятельности выделялось 140 млн рублей.
Что касается публикации официальных документов региональных властей, то Иркутская область в этом вопросе экономнее, чем соседи из Красноярского края: у них часть документов публикуют в газете «Наш Красноярский край», все документы в полном объеме размещают на специальном сайте и печатают в журнале «Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края». Лишь в этом году депутаты краевого собрания провели анализ эффективности этих расходов и установили, что «Ведомости», например, вообще не пользуются спросом даже в библиотеках. Поэтому в 2016 году издание будет прекращено, экономия составит 10 млн рублей. Эта мера рассматривается как первый шаг, в перспективе же допускается и закрытие официальной газеты, с переходом на издание законов отдельными брошюрами — это позволит сэкономить весьма крупные суммы.
Законодательное собрание области получит на свою работу 210,95 млн рублей; Контрольно-счетная палата — 56,6 млн; избирательная комиссия области и территориальные избирательные комиссии — 119,18 млн; уполномоченный по правам человека и его аппарат — 12,64 млн; уполномоченный по правам ребенка и его аппарат — 11,13 млн; уполномоченный по защите прав предпринимателей и его аппарат — 9,77 млн.