С 1 октября 2016 года обладатели единых социальных проездных билетов (ЕСПБ) смогут воспользоваться бесплатным проездом в городском транспорте 30 раз и 20 — на пригородных маршрутах. Как определено оптимальное количество поездок, как дестабилизируют ситуацию недобросовестные перевозчики из Ангарска и как проходит переход на электронные проездные, рассказала заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Светлана Иевлева.
— Светлана Викторовна, расскажите, как в Иркутской области до настоящего времени реализовывались единые социальные проездные билеты.
— Постановление о количестве поездок по единому социальному проездному билету либо электронному проездному билету — это итоговый документ реализации пилотного проекта, который проходил в начале года на территории Ангарска. В настоящее время на территории региона действует постановление областного правительства № 521, согласно которому федеральные и региональные льготники имеют право ездить на транспорте городского и пригородного сообщения по единому социальному проездному билету, стоимость которого 150 рублей. Необходимо отметить, что наша область один из немногих субъектов России, где его цена не повышалась ни разу с 2006 года. А количество поездок, траты за которые компенсируются перевозчикам из регионального бюджета, остается неизменным с 2010 года. Стоимость одной поездки умножается на 30 и вычитается 150 рублей, уплаченных владельцем ЕСПБ.
Всего в Прибайкалье около 400 тыс. человек могут претендовать на получение социальных билетов, за специальным подтверждением обратились 125 тысяч. Проездных же ежемесячно реализуется около 65–70 тысяч.
— Что же тогда изменилось?
— Мы постоянно анализируем опыт других субъектов. Схема с определенным числом поездок успешно действует во многих регионах, кроме того, в свое время была рекомендована Минтрансом России. По мнению Верховного суда РФ, это никак не ущемляет права граждан, ни один федеральный закон не обязывает субъекты обеспечивать данным категориям граждан льготный проезд в транспорте городского и пригородного сообщения.
Число поездок неслучайное, оно было вычислено по результатам пилотного проекта по внедрению электронного ЕСПБ, реализовывавшегося в Ангарском городском округе с января по июнь 2016 года. По данным, собранным АО «УЭК Иркутской области», среднее число поездок, совершаемых человеком за месяц, именно около 30 в городском сообщении и 20 в пригородном.
— Пилотный проект реализовывался в Ангарском городском округе, где, как известно, ситуация с перевозкой льготников самая напряженная в регионе. Каковы причины, и как обстоят дела сейчас?
— Ангарск для реализации проекта был выбран не случайно. Изначально ангарские перевозчики решили слукавить и готовы были возить льготников даже большее количество раз, чем компенсировалось из областного бюджета. Им настолько неважны были средства, которые льготники оплачивали за билет, что последние несколько лет на территории города перевозчики продавали ЕСПБ не за 150 рублей, а сначала за 50, затем за 20, а потом и вовсе раздавали бесплатно, даже привозили людям на дом. Доходило до того, что мы собственными глазами в пунктах реализации видели, как городской билет продается за 25 рублей, а пригородный людям отдают даром. В документах при этом человек ставит подпись, что билет приобрел за 150 рублей. Также они заявляли, что за большее количество поездок оплату с людей они брать не будут, и перевозки будут совершать практически себе в убыток за свой счет. Выгода перевозчиков — получить в итоге компенсацию по большему количеству билетов, по Ангарску — это 330 рублей за каждый. В результате это повлекло рост объемов финансирования из областного бюджета. По данному факту неоднократно правительством Иркутской области, нашим министерством направлялись обращения в правоохранительные органы. Как правило, ответы сводились к тому, что права граждан не нарушаются, соответственно дела не возбуждались, меры прокурорского реагирования не принимались.
В 2016 году во время действия пилотного проекта из денег, потраченных гражданами на покупку билетов, УЭК перечислило перевозчикам 16 млн рублей. Если посмотреть аналогичный период 2015 года, то перевозчики Ангарска должны были только от граждан получить 34 млн. Так как билеты они продавали дешевле или раздавали бесплатно, то и деньги эти не получили, но жаловались на недоплаты со стороны области. В то же время, число обращений по поводу электронных билетов от жителей, которые не привыкли платить 150 рублей, было совсем незначительным.
— Как долго в Ангарске существуют проблемы со льготными перевозками?
— С 2013 года. У нас были тогда самые большие расходы бюджета — более 600 млн рублей, из которых порядка 200 млн ушло в Ангарск. Ситуация остается тяжелой. Во время пилотного проекта со стороны местных перевозчиков были не совсем порядочные действия по отношению, в первую очередь, к льготным категориям граждан. Например, когда в марте и в августе на несколько дней приостанавливались перевозки. Сейчас некоторые транспортные предприятия самовольно ввели ограничения на количество поездок по электронным карточкам, в нарушение постановления № 521. Люди начинают писать обращения, звонить, волноваться.
Фирмы, которые возят льготников по ЕСПБ, определяют органы местного самоуправления. Например, в Иркутске это два муниципальных перевозчика. В Ангарске же это абсолютно все перевозчики, таково постановление мэра. Более того, когда они проходили конкурсы и заключали договоры с администрацией, перевозка льготников была обязательным условием, хотя были те, кто не хотел этим заниматься. Сейчас положение осложняется и конфликтом большинства перевозчиков с одним из коллег — «Автоколонной 1951». Ситуация в Ангарске постоянно находится на контроле областных властей, надеюсь, скоро мы сможем добиться позитивных изменений.
— Что ждет льготников, перевозчиков и органы власти после ограничения числа поездок по ЕСПБ?
— Фиксированное число поездок будет действовать как для электронных билетов, и для бумажных. Вместе с бумажными проездными теперь будут выдаваться 30 отрывных талонов, на каждом из которых указан номер билета. Эти талоны будут потом передаваться в управления социальной защиты, что добавит, конечно, работы нашим специалистам, которые будут их пересчитывать и вносить в программу число поездок по каждому льготнику.
Изготовление талонов повлечет некоторые дополнительные затраты для транспортных компаний, но тем не менее на встречах они данное обстоятельство как проблему не обозначают. И перевозчики, и администрации муниципалитетов давно высказывались за ограничения числа поездок.
По итогам трех первых месяцев будут проанализированы сведения по разным населенным пунктам, возможно, постановление о максимальном числе поездок будет откорректировано.
— Повсеместное использование электронных билетов могло бы изрядно упростить реализацию нового постановления. Будут ли министерством предприниматься шаги в этом направлении?
— Да, эта работа в регионе будет продолжена. Кроме Ангарска электронные проездные уже второй год используются в МУП «Электроавтотранс» в Усолье-Сибирском. Мэр Шелеховского района выразил готовность начать внедрение с 1 января, обсуждаются необходимые действия в части нормативной базы, назначаются встречи с перевозчиками. Также совещание с перевозчиками пройдет в октябре в Братске. Письмо с предложением было направлено и в администрацию Иркутска, но решение еще не принято.