Персональная выставка фотографа Ярослава Шиллера проходит в иркутской арт-галерее «ДиАс» с 11 ноября по 12 декабря. Ключевой идеей, отражающей замысел фотопроекта «Я важнее», стал ответ на вопрос «Чего в жизни хочется мне?». Этот вопрос каждый из нас должен задать себе, не ссылаясь на социальные рамки и реакцию общественности. Подробнее о своей экспозиции и о том, как найти в себе самого важного человека в жизни рассказал Ярослав в беседе с журналистом «Альтаира».
Фото с официальной страницы галереи «ДиАс» в социальной сети «ВКонтакте»
– Ярослав, скажите, пожалуйста, какие маски нам навязывает общество, и почему так важно иногда их снимать?
– Маски надеваем мы на себя сами добровольно, намеренно или же неосознанно. Так было всегда, но в наше время это особенно актуально, потому что от самопрезентации, выбранной модели поведения в обществе зачастую зависит наша карьера и жизнь в целом. Со временем мы привыкаем к этим обличиям, мы их любим настолько, что боимся быть настоящими, уязвимыми, хотим, чтобы нас признали окружающие люди. Но в жизни каждого человека обязательно наступает момент, когда он спрашивает себя: «Зачем я живу по чужому сценарию?», поэтому порой очень важно в непрерывной суете и вечной погоне за дедлайнами остановиться и подумать о том, чего тебе действительно хочется, кем ты хотел быть в детстве, каким ты хочешь быть в будущем. В такие моменты, я уверяю вас, время замедляет свой ход.
– Кто стал героями ваших фотоисторий?
– В фотопроекте приняли участие более 50 человек, в основном это жители Иркутска: знакомые люди и люди, с которыми на съемках мы встретились впервые, также на портретах вы можете увидеть членов моей семьи. Лица на фотографиях – это лица людей разных профессий, интересов и возрастов: режиссер, психолог, учитель, военный, таможенник и даже профессиональный актер. Каждая фотография в экспозиции – это результат долгого разговора наедине. Мы говорили с каждым героем на темы, которые были наиболее близки им самим, будь то искусство, цвет глаз, музыка или погода. Такие душевные разговоры позволяют раскрыть в незнакомых людях максимальную естественность и раскрепощенность.
– Участники проекта единогласно охарактеризовали процесс съемки сеансом «фототерапии». Во время встречи с моделью вы действовали больше как фотограф или как психолог?
– И не то, и не другое. Я действовал в первую очередь как «я». В начале встречи с каждой моделью я старался прислушаться к человеку, уловить его настроение, черты характера, подобрать наиболее близкие темы для разговора. Через фотографию мне хотелось передать индивидуальность каждого собеседника в первозданном виде, в некоторых случаях это было сделать непросто, потому что беседа по душам – это сложный энергообмен, во время которого ты получаешь отдачу, по объему равную той, что вкладываешь сам.
– Есть ли определенное количество времени, за которое наедине с вами человек забывает о социальных установках, становится собой, или это происходило с каждым из собеседников по разному?
– Все участники проекта не были профессиональными моделями, но в работе в некоторыми людьми мне пришлось приложить минимальное количество усилий как фотографу, они настолько натуральны сами по себе, что живой кадр получался сразу после короткой беседы за чашкой кофе. И были случаи, когда мы не раз встречались с героем для того, чтобы добиться желаемого результата. В трудных съемках порой хотелось даже поругаться для получения эмоционального отклика.
– Что удивило вас, стало для вас открытием в разговорах с героями вашего проекта?
– Однажды в разговоре с польским кинорежиссером Кшиштофом Занусси я услышал такую фразу: «Одна из удивительных вещей, которая может произойти с человеком, это встреча с другим человеком», и это как раз тот случай. В каждом новом знакомстве с участником проекта для меня все было в новинку, ведь всякая встреча в нашей жизни может больше не повториться, поэтому разговор с каждым героем экспозиции стал для меня уникальным открытием.
– Почему экспозиция «Я важнее» выполнена в черно-белых цветах?
– В свое время я вдохновился работами польского фотографа Питера Линберга, он считал, что цвет забирает все внимание на себя, и в этом я с ним полностью согласен. Использование концепции монохромных кадров позволяет сделать акцент на главной фигуре в композиции – личности. Кроме того, черно-белые фотографии остаются вне времени. Глядя на монохромное фото, порой сложно понять, сделано оно 50 лет назад, или это кадр из будущего.
– Какую роль играет направление света в ваших портретных снимках?
– Идея направления света в частничном освещении лиц на фото символизирует то, что мы показываем окружающим часть нашей личности, характера, эмоции, но и то, что мы скрываем от чужих глаз. У кого-то преобладает светлая сторона, эти люди открыты, а кто-то в большей степени погружен во мрак. Здесь нет разделения на плохих и хороших, это игра светом, которая помогает подчеркнуть психологические черты личности.
– И все таки, как найти и сохранить себя, а не образ, соответствующий чьим-то ожиданиям?
– Самое малое, что можно посоветовать, и с чего стоит начать – это не бояться проявления своего истинного «я», не опираться в высказываниях на субъективное мнение со стороны, и все это в параллель с уважением и любовью к себе и окружающим. Делайте то, что любите, и во всем, что любите, находите кайф. А все остальное придет само.
Анна Тодоева, специально для ИА «Альтаир»