Фото Яны Ушаковой
Известный иркутский предприниматель, галерист и меценат Виктор Бронштейн (на фото) провел встречу с читателями, где рассказал о своих книгах в жанре non-fiction — «нехудожественной», «невыдуманной» прозы. Два сборника эссе «Маятник бизнеса. Между орденом и властью» и «Лабиринты судьбы. Между душой и бизнесом» вышли в 2015 году в московском издательстве «Вече», главный редактор которого Сергей Дмитриев отметил их важную социальную и философскую составляющую. Автор удостоен премии «Terra Incognita» в номинации «Запечатленная эпоха».
В свободной, доверительной форме мемуарист затронул наиболее животрепещущие темы из своих сочинений. Больше внимания уделил книге о карьере на деловом поприще. Виктор Бронштейн заметил, что в русской литературе, как современной, так и классической, почти нет сюжетов, связанных с миром дельцов. Бизнес изнутри, истории создания капиталов, жесткое выживание среди «пауков в банке», лавирование под карающим молотом государства, через которые приходится пройти на пути к успеху, — все это остается за рамками интересов беллетристов. Отнюдь не претендуя на широту художественных обобщений, наш земляк решил с максимальной откровенностью поведать собственную историю превращения советского производственника в удачливого коммерсанта новой России, попутно рассуждая о дефектах отечественной управленческой модели.
— У нас так построено законодательство, что в советские времена, что сейчас, чтобы каждый, кто осмеливается брать на себя какую-то ответственность, потенциально становился преступником, — делится мыслями герой вечера. — Дело делать практически невозможно. Чтобы добиться чего-то стоящего, надо умудриться обойти не один правовой заслон. Поэтому на любого мэра, губернатора, руководителя, бизнесмена всегда можно найти «дубину возмездия». Я тут вспоминаю, как мой отец получил орден за то, что построил жилье почти для каждого работника своего предприятия в поселке Жилкино, а ведь едва уголовное дело не завели, потому вести строительство «стерильно» было нереально.
В книге о маятнике бизнеса, колеблющемся между орденом и тюрьмой, много занятных примет и подробностей того кипучего времени 90-х, когда нахрапистые «братки» с ловкостью фокусников «прихватывали» целые фабрики и заводы, а бирж в Иркутске было больше, чем во всей Америке.
Второе сочинение эссеиста-любителя посвящено вопросам смысла жизни, духовным исканиям, размышлениям о судьбах культуры. Одна из самых захватывающих историй этого повествования — рассказ о детстве и юности великого скульптора современности Даши Намдакова, с которым автора связывают теплые дружеские отношения. Услышанные от самого художника свидетельства о его тяжелой болезни и ее мистической природе, которую удалось одолеть благодаря вмешательству сильной шаманки и духовному покаянию всего рода Даши, полна драматических и таинственных моментов.
— Я православный, Даши буддист, а между тем наши гипотезы насчет того, для чего мы нужны тут, на Земле, Господу Богу, очень похожи. В моей книжке об этом написано, — поделился Виктор Бронштейн. — Любопытно? Тогда читайте.
На этом прозаик-дебютант закончил свой монолог и с удовольствием ответил на пытливые вопросы гостей встречи.