Вечер 5 апреля в зале Иркутской областной филармонии был посвящен новому оригинальному проекту «Музыкальный кутюрье». Этот проект — смелая попытка объединить историю музыки с историей моды. Пришедшие на концерт зрители услышали характерные музыкальные произведения минувших эпох в их исторической ретроспективе, узнали занимательные факты из истории европейской моды и увидели аутентичные пластические иллюстрации к предлагаемому материалу. В формате необычного сценического действа встретились музыканты камерного хора филармонии под управлением Елены Бояркиной и студия старинного танца «Antiquo more» ИрНИТУ Александра и Юлии Ореховых. Лекционную часть взяла на себя руководитель проекта кандидат искусствоведения Марина Токарская.
«Высокий стиль: от Ренессанса до классицизма» — таков был временной коридор, сквозь который талантливо провели своих гостей участники музыкально-хореографического представления. О том, как от века к веку, от эпохи к эпохе менялось самоощущение человека, в популярной, а порой ироничной манере доходчиво поведал рассказ Марины Токарской, сопровождаемый красочным слайд-шоу. Прикоснуться к аромату старины помогли достоверные, аутентичные костюмы и тщательно реконструированные танцы участников студии «Antiquo more», очень забавные и, возможно, наивные с точки зрения современника. Минутами казалось, что некая «машина времени» действительно перенесла нас на три-четыре века назад, и мы реально подсматриваем за куртуазным общением дам и кавалеров при каком-нибудь испанском или фламандском дворе. И все же ничто не способно так вплотную приблизить нас к давно минувшему, как музыка, звучавшая в те далекие дни и волновавшая сердца итальянцев поры Ренессанса, французских подданных Людовика XIV, европейцев под владычеством Наполеона.
Упоительным путешествием по звучащему временному мосту порадовал меломанов камерный хор Елены Бояркиной, проделавший для этого титаническую работу и показавший высокий класс исполнительского искусства. Отменный хоровой коллектив филигранно исполнил для нас сложнейшие многоголосые шедевры прошлого. Прозвучали мадригалы Якоба Аркадельта и Клаудио Монтеверди, франко-фламандского композитора Орландо Ласло и немецкого контрапунктиста Генриха Изаака, блиставшего при дворах флорентийских Медичи, а затем императора Максимилиана I. Красивейшие хоровые сочинения сменялись очаровательными сольными номерами. Запомнилась акварельная магия старинной народной английской песни «Зеленые рукава». Хрустальный голос исполнявшей ее Марии Корневой сопровождался воздушным звучанием свистковой блокфлейты в руках Константина Кочетова, приглушенным голосом гитары Сергея Мартынова и даже благородными трелями маленькой арфы, собственноручно изготовленной по образцу XVI века хористом Сергеем Онищуком. Наряду с лирическими миниатюрами певцы продемонстрировали фрагменты опер Моцарта «Свадьба Фигаро» и «Милосердие Тита», ошеломили эпической мощью ярких пассажей кантаты Вивальди «Глория», оратории Генделя «Мессия». Завидный профессионализм хора, трепетное отношение и к музыкальным раритетам, и к прославленным творениям заслужили пламенных оваций публики.
Прощаясь с благодарными зрителями, художественный руководитель Иркутской филармонии Марина Токарская отметила, что скоро нас ждет новое приключение с «Музыкальным кутюрье». Вторая программа цикла будет называться «Лед и пламень». Автор идеи и режиссер Галина Анпилогова готовит для завсегдатаев концертного зала увлекательное погружение в атмосферу романтизма XIX столетия.