Областная юношеская библиотека имени Иосифа Уткина во второй раз приняла у себя «Ретро-клуб» - любителей виниловых пластинок, гитар и музыки шестидесятых-семидесятых. Главная идея клуба: знакомство с иркутским «Бродом» - советским поколением с неформальными музыкальными пристрастиями.
Первое собрание «Ретро-клуба» состоялось в мае. Его посвятили местам встреч неформальной молодежи Иркутска 60–70-х годов. На второй встрече 20 июня вспоминали иркутских бардов. Встреча пришлась на несостоявшийся 85-летний юбилей Юрия Визбора.
Встреча началась с выступления автора проекта «Прогулки по Иркутску» Алексея Петрова, который рассказал об идее воссоздания «Ретро-клуба».
– Мы ходили по улице Карла Маркса мимо магазина «Мелодия», мимо книжных магазинов и «Букиниста» и говорили о том, как здесь жила молодежь, что она покупала, в каких магазинах и за сколько. И когда ностальгировали по тому времени, а это без малого 50 лет назад, приняли решение – а не собираться ли нам почаще. Именно по теме ретро. Стоит обратить внимание, что ретро-музыка возвращается! На выпускных вечерах моих детей, поколения 2020-х, практически играет та же самая музыка, под которую я танцевал, когда был молодым, – говорит Алексей Петров.
На встрече не раз прозвучали песни композитора Александра Зацепина, барда Юлия Кима, знаменитой певицы Аиды Ведищевой, которая в те самые 60-е (тогда еще как Ида Вайс) начинала свою музыкальную карьеру в Иркутске. Но чаще всего звучали песни Юрия Визбора, который хоть и не был иркутским бардом, до сих пор любим и популярен в нашем городе.
Встреча прошла в форме «свободного» микрофона. Любой желающий мог исполнить любимую песню или поделиться своими воспоминаниями. Решилась же, однако, одна Жанна Богданова. Исполнив две песни, она вызвала бурные аплодисменты зрителей.
В перерывах между песнями Александр Мишкин рассказывал интересные «музыкальные» факты из своей жизни, например про радиостанцию «Юность».
– По стилистике само радио – это романтика дальних дорог. В детстве я слушал это радио после четырех часов. Звучали песни Ады Якушевой, Юрия Визбора и других исполнителей вперемежку с зарубежными мелодиями. Спустя время, когда исчез «железный занавес» и в нашей стране стала доступна западная музыка, я понял, что некоторые из тех композиций – это Джордж Бенсон, Фрэнк Синатра и другие известные люди, – рассказал Александр Мишкин.
Многие музыкальные редакторы ходили по спекулянтам и скупали новые виниловые пластинки, хоть сам Александр Мишкин не очень-то верит в это, так как «новые» лежали дома, а продавались как раз старые, затертые, которые вряд ли могли подойти для эфира на радио.
Несмотря на жару, послушать бардовские песни пришло много народу, в основном та самая молодежь 60-х. Им не так интересны факты и истории, они пришли, прежде всего, для того, чтобы услышать знакомые мелодии и вспомнить далекое прошлое.
Тяга к прошлому сейчас вообще очень заметна практически во всех областях нашей жизни. В интернете создаются специальные сайты, в соцсетях – огромное количество тематических страниц. Популярны не только виртуальные погружения в прошлое, но и реальные: проект «Прогулки по Иркутску», собирающий сотни людей, – наглядное тому подтверждение.
Сейчас те самые веселые мелодии 60-х годов воспринимаются многими как едва ли не чисто советская музыка, но изначально она носила едва ли не антисоветский характер, потому что основывалась на западных стилях – твист, шейк и рок-н-ролл. Поначалу многое запрещалось, с этим боролись идеологи, которые создавали проблемы не только тем, кто сочинял такую музыку, но и тем, кто ее исполнял. Но новое пробивало себе путь, и постепенно эти стили и направления стали общепринятыми, и сейчас уже даже непонятно, зачем это нужно было запрещать.
Олеся Белалова, специально для «Альтаира»