... Иркутск
Доллар
Евро

Музыкальная жизнь Иркутска

Вторая встреча лектория «Научные weekend`ы», посвященного 100-летию Иркутского государственного университета, состоялась 17 марта. Преподаватель Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций Иван Колокольников представил гостям библиотеки имени Распутина рассказ о музыкально-театральной жизни Иркутска в ХХ веке.

2музыкальный-иркутск.jpg
Скульптура «Виолончель» в Иркутске, 2011 год. Фото Екатерины Пьянзиной

Опера не хуже парижской

— Тема сформулирована очень широко и некоторые слушатели могли предположить, что речь будет идти и о музыкальной, и о театральной жизни в отдельности. Но это невозможно в рамках одной лекции, мы поговорим только о музыкальных постановках на сценах иркутских театров. Без знания о прошлом мы не можем осмыслить наше настоящее и прогнозировать будущее. За ХХ век иркутская сцена прошла большой путь от оперетты и оперы до рок-мистерий. Особый акцент я бы хотел сделать на периоде 30–50-х годов, поскольку мы в рамках нашего проекта представляем свои научные исследования, а я писал именно об этом, сталинском, периоде нашей истории. Предыдущие годы, с начала века и до 1930-х, послесталинские годы, достаточно полно описаны в монографиях иркутских ученых, а этот период был забыт. Работая в архивах, изучая период сталинских репрессий, узнаешь много разного, в том числе и очень неприятного, но об этом тоже нужно говорить, — сказал Иван Колокольников.

В 1896 году в Иркутске был открыт Драматический театр и в его первый сезон — 1897/1898 годов — работала труппа оперетты. Московские музыкальные издания писали, что иркутская труппа была лишена пошлости и грубости, присущей столичным театрам, в Иркутске все было «ново и свежо». В следующем сезоне в Иркутск, имевший хорошую репутацию, приехала оперная труппа.

— Сейчас трудно заманить в Иркутск выпускника консерватории, а тогда была антреприза и на один сезон ехали с удовольствием, — отметил Иван Колокольников.— Одними из первых приехали два певца — Николай Шевелев и Данилов, из-за которых иркутяне разделились на «шевелистов» и «данилистов».

Яркие певцы в Иркутске работали после этого практически каждый сезон. Сохранились даже записи некоторых из них, ставших впоследствии очень известными и в нашей стране, и в мире. Для участников лектория Иван Колокольников нашел фрагмент арии из оперы «Аскольдова могила» в исполнении Николая Шевелева. Сохранились несколько пластинок певцов, выступавших и даже преподававших вокал в Иркутске, но качество их за 100 с лишним лет, конечно, стало очень плохим. Любовь иркутян к опере была настолько сильна, а выступавшие в городе на рубеже веков певцы настолько хороши, что даже негативно оценивавшие Иркутск иностранные журналисты признавали: опера в Иркутске мало чем уступает парижской.

Как Иркутск и Новосибирск оперу делили

— Чтобы полюбить серьезную музыку, ее нужно слушать. Иркутяне посещали оперу в течение всех сезонов очень хорошо, поэтому и артисты хорошо зарабатывали, и горожане получили хороший вкус. После того, как антрепризы прекратились, иркутяне продолжали ходить на гастролирующих артистов. Новая страница в истории музыки началась у нас в 1920-х. Гражданская война занесла в Иркутск многих известных исполнителей, один из которых — Максимилиан Карлович Максаков — создал коллектив, названный «Симфоперой». Это были люди, попавшие в город при Колчаке и, видимо, не слишком любившие советскую власть. Были очень яркие исполнители — Василий Луканин, Прокопий Нежинский, Николай Оржельский. Поначалу эту труппу даже взяли на государственное финансирование, но потом сняли — время было трудное, шел разговор даже о закрытии Большого театра. В конце концов опера распалась, большинство артистов уехали в Харбин, — рассказал Иван Колокольников и представил слушателям еще одну запись: колыбельную в исполнении Василия Луканина.

Параллельно с «Симфоперой» в Иркутске существовали две труппы оперетты, одной из которых руководил известный театральный деятель Леонид Сагайдачный — человек невероятно предприимчивый. «Революционный театр» представлял режиссер Георгий Крыжицкий, который стремился «осовременить» любую постановку — вплоть до того, что в пьесе «Корневильские колокола» актеры выходили на сцену «в майках и трусах». Молодые актеры поддерживали режиссера, превращая постановку во что-то совершенно эксцентричное, а старые актеры играли в классической манере — и именно поэтому они воспринимались публикой как самые положительные персонажи.

После создания Восточно-Сибирского края Иркутск некоторое время конкурировал со столицей советской Сибири — Новосибирском. Нарком Луначарский, побывавший в обоих городах, противопоставлял их, называя Иркутск «старым» городом в противоположность советскому Новосибирску. Тем не менее, в Новосибирске существовала Сибгосопера, которая поначалу работала только в Западной Сибири, но в конце концов удалось ее деятельность распространить на всю Сибирь. В Иркутске Сибгосопера работала с 1931 по 1935 год, и хотели уже создавать стационарный оперный театр, но тут местные власти решили, что опера и оперетта убыточны, хуже подходят для воспитательных целей советской власти и потому нужно создать драматическую труппу. В результате спора за оперу между Иркутском и Новосибирском оперную труппу просто… распустили, и в том году ее не получил ни один из городов.

В 1935–1936 годах в Иркутске отработала опереточная труппа, о которой писали «не хуже и не лучше других». В 1936 году на базе Иркутского Радиокомитета все-таки создали оперную труппу, оказавшуюся неожиданно сильной — в нее пригласили Николая Оржельского, Анатолия Журавлева, Бориса Иванова. Все трое в разное время были солистами Большого театра. И именно эту труппу объявили детищем «врагов народа». Балетмейстер Александр Манковский, дирижер Брауэр (выступавший с Шаляпиным) и Николай Оржельский были расстреляны, труппу распустили.

В 1940 году в Иркутск на гастроли приезжает Горьковский театр музыкальной комедии. Партийное руководство оценило этот коллектив так высоко, что обратилось в Москву с просьбой оставить театр в Иркутске — именно так в городе появился музыкальный театр, получивший впоследствии имя Николая Загурского. Неизвестно, насколько добровольно было решение артистов остаться в Иркутске, но многие из них жили в городе до конца своих дней. С другой стороны, известно, что жены некоторых артистов и режиссеров жаловались на жизнь в Сибири, на суровый климат. Во время войны в Иркутске жили многие артисты, ставшие после солистами Большого театра, популярными во всей стране.

В послевоенные годы Радиокомитет поставил два оперных спектакля — в 1953 году состоялась постановка «Евгения Онегина», одного из лучших оперных произведений русской классики. Эта постановка связала начало века и его середину многими неожиданными нитями.

— Когда я смотрел материалы по началу века, то увидел там упоминание некого Глинского в сезоне 1902 года, к сожалению, без инициалов. В «Онегине» участвовал известный исполнитель Авдеев, который был учеником Глинского — видимо, именно этого Глинского из 1902 года, — рассказал Иван Колокольников.

Иркутский театр музыкальной комедии впервые выехал на гастроли в Москву в 1958 году. Во время предыдущих небольших гастролей в Алма-Ате критики высоко оценили оркестр, но раскритиковали балет; в Москве получилось наоборот. В столице же впервые прогремело имя Николая Каширского, который вскоре получил всесоюзную известность.

Есть, чем гордиться

Отдельная история музыкально-театральной жизни — сочинения иркутских авторов. За оперы никто взяться не рискнул, а вот одну антифашистскую оперетту во время войны написал эвакуированный из Ростова Семен Заславский. В 1957 году была написана еще одна оперетта — о борьбе со стилягами на строительстве Иркутской ГЭС. Неожиданно московская критика заявила, что стиляги — интересные и яркие, а вот положительные герои «бродят по сцене бледными тенями». Либретто для этого произведения написал как раз Николай Каширский, сыгравший одного из перевоспитанных в итоге стиляг.

К началу 1960-х годов в Иркутске значительно укрепился балет, для которого местные авторы начали писать собственную музыку по мотивам классических произведений. Любителям музыкального театра особенно запомнилась постановка балета «Кошкин дом». К сожалению, не сохранилась видео-версия этой постановки, но в коллекции Ивана Колокольникова есть, по крайней мере, запись музыки.

В это же время появилось такое направление, как народная опера, развитием которого активно занимался Клим Самарин — создатель музыкальной школы в Шелехове. Сегодня городской центр детского творчества носит имя этого замечательного исполнителя, а ценители музыки могут услышать его голос в записях иркутского радио.

Период 1970–1980-х годов стал переломным в музыкально-театральной жизни: театр ставил классические или традиционные оперы и оперетты, а молодежь больше интересовалась новыми направлениями в музыке. Музыкальный театр пошел на сотрудничество с известным коллективом «Театр пилигримов», и из этого сотрудничества выросла знаменитая рок-опера. В СССР такие произведения ставились уже в 1970-х годах, многие иркутяне видели их в столичных театрах, а вот в Иркутске первой постановкой стала «Юнона и Авось» в середине 1990-х. Были опасения, что иркутская публика не примет постановку, сочтя несколько устаревшей, но она оказалась настолько свежей и интересной, что появилось даже несколько больших откликов в СМИ (обычно журналисты не баловали музыкальный театр своим вниманием). На волне этого успеха создали еще несколько постановок, но вскоре с экспериментами закончили.

— Очень жаль, что так произошло: на мой взгляд, нам не хватает жанрового многообразия, не хватает возможностей для раскрытия всех возможностей наших актеров, — завершил свою лекцию Иван Колокольников. — В ХХ веке наша музыкальная жизнь была очень интересной, богатой и разнообразной.

Следующая встреча научно-популярного лектория состоится 24 марта. Проректор ИГУ, заведующий кафедрой физической и коллоидной химии профессор Александр Шмидт расскажет о том, «Что химики знают, а во что верят».


Яндекс.Метрика