Директор Иркутского областного театра кукол «Аистенок» Андрей Стрельцов поговорил с журналистом «Альтаира» о том, что происходит за ширмой во время спектакля, о применении современных технологий в постановках и о том, почему нужно идти в театр в XXI веке.
– Андрей Сергеевич, скажите, зачем человеку идти в театр в XXI веке , когда короткий формат разнообразного медиаконтента всегда под рукой?
– В создании короткого контента идет борьба за удержание внимания человека на несколько секунд, из-за чего и культура потребления социальных медиа деградидует в возможностях восприятия. Русская классическая литература – это феномен, богатство и достижение всей человеческой цивилизации. Многие русские писатели поднимали в своих трудах вопрос жажды правды, а человек всегда ищет правду, он растет и рано или поздно обращается к театру, где сохраняется традиционное общение с человеком, происходит работа с его душой, а за несколько секунд это сделать невозможно. Настоящий театр – это когда ты вышел со спектакля с мыслью позвонить маме, оглянуться вокруг и подумать о жизни. Всегда будут люди, которые стремятся к самопознанию, к росту, личностному развитию, и театр здесь – неотъемлемый инструмент, поэтому он актуален сейчас и будет нужен всегда.
– Почему театр кукол не только для детей?
– В традиционном понимании зрители театра кукол – это родители и дети. Это произошло во времена Советского Союза, когда власти распределили аудиторию следующим образом: ТЮЗ отдали подросткам, а театр кукол – самым маленьким зрителям. Такое решение благоприятно повлияло на массовое развитие театра кукол по стране, но также искуственно ограничило его детской аудиторией. Сегодня театр кукол не стоит на месте, ведь предметы искусства в нем – это не только кукла и ширма, мы работаем с различными материями, используем проекции в спектаклях, создаем инсталляции.
В репертуаре Иркутского театра кукол появляется все больше взрослых спектаклей: «Божественная комедия», «Утиная охота», «Бетховен. Разговорные тетради», «Старик и море», «Дядюшкин сон». Для взрослого зрителя это новая форма, необычная интерпретация, поэтому мы имеем большой отклик с его стороны и поддерживаем интерес старшего поколения, но основное количество премьер в театре кукол традиционно предназначено самым юным и любознательным зрителям – детям.
– Что происходит во время спектакля за кулисами?
– Театр кукол – это особый кладезь тайн с невероятно сложной спецификой работы артистов-кукольников. Яркий пример слаженности команды на сцене – спектакль «Старик и море». В оформлении постановки задействована кукла старика в человеческий рост, рыбацкая лодка, сцена затянута сеткой, на которую направлена проекция, и вот представьте: плывет старик на лодке в море, борется с рыбой, борется с волнами, лодка крутится, а на самом деле этой конструкцией управляют шесть человек за сценой, исполняя акробатические чудеса, которых вы не увидите. Поэтому на сцене происходит гораздо больше, чем видит зрительский глаз.
– Участвуете ли вы в творческом процессе при подготовке театральных проектов?
– Ходят слухи, что я творческий человек. У меня есть свои идеи, свое видение некоторых вещей, но в театре существует очень правильное распределение ролей: у нас работает главный режиссер Юрий Анатольевич Уткин, который гораздо лучше меня знает, что такое театр кукол в мире, поэтому все наши творческие идеи мы обсуждаем вместе, и моя главная задача – реализация этих проектов. Когда художественная и административная часть команды работают вместе на благо, вот тогда театр выстреливает.
– За последние три года под вашим руководством в театре кукол удалось решить многие проблемы, связанные с работой в техническом плане и в вопросе штатного регулирования, но с 2020 года культурные учреждения также подверглись ограничительным мерам в условиях пандемии. Как выживал «Аистенок» во время самоизоляции?
– Первые три месяца пандемии мы были закрыты, никто в театре не появлялся, но мы получили огромную поддержку от государства, всем выдали зарплату, поэтому выживать нам не пришлось, мы скорее терпели и ждали, когда можно будет работать. После трех месяцев самоизоляции принимать зрителя мы так и не могли, но театр запустил работу цехов, был разработан план по выпуску новых спектаклей. Мы отыгрывали премьеры сами для себя, и в этом заключалась главная сложность периода ограничений, ведь когда постановка рождается, ее необходимо отыграть минимум пять раз, чтобы у артистов закрепился спектакль, без выхода к зрителю, эмоциональной отдачи это сделать было непросто.
Тем не менее творческий потенциал накопился, и мы поставили первый аудиоспектакль-прогулку на открытом воздухе с психологической проработкой «В движении стихий», а следом за ним и второй аудиоспектакль-квест для школьников «Метаморфозы города И». Также команда театра занялась разработкой YouTube-канала, где проводились мастер-классы по бутафории, выпускались новостные передачи. И все же мы не делаем уклона на интернет-платформы и социальные сети, а лишь притворяем створку двери, за которой скрывается волшебство, которое происходит в стенах театра кукол. Период ограничений дал возможность воплотить проекты, которые давно ждали своего часа. Сегодня максимально допустимый процент заполняемости зала 50 процентов, но двери театра открыты для нашего зрителя, и мы готовы его удивить.
– «Аистенок» ставит спектакли для людей с ограниченными возможностями. Расскажите, пожалуйста, об этих постановках.
– В нашем репертуаре есть пластический спектакль «Бетховен. Разговорные тетради» для людей с нарушением слуха. Музыка в нем поставлена особенным способом: в сидячую поверхность вмонтированы специальные вибрационные динамики, аналогов которым нет во всей стране, с их помощью сама поверхность резонирует ритмами, и человек, сидя, ощущает, как через его тело проходит музыка. Но и обычному зрителю постановка будет интересна, потому что мы предлагаем беруши. Этот пластический спектакль не поддается принципам языкового барьера, поэтому мы выбрали его для съемки в режиме 360 градусов с последующей трансляцией через VR-очки, а это 36 млн пользователей по всему миру.
– С какими сложностями приходится столкнуться при продвижении новых проектов театра?
– Когда мы ставили аудиоспектакль «В движении стихий» главная сложность была в техническом плане: как настроить стабильную передачу сигнала на острове Конный. Во втором аудиоспектакле для детей сложность заключалась в одновременной работе артиста, который вел интерактив и трансляции аудиозаписи. Но такие задачи в большей степени вызывают интерес, главная проблема сейчас в возможности стабильно работать в условиях ограничений, остальное все решаемо.
– 2021 год ознаменован празднованием 200-летия со дня рождения Федора Михайловича Достоевского, как Иркутский театр кукол подготовился к торжественному событию?
– В Иркутской области только Иркутский областной театр кукол «Аистенок» поставил новый спектакль по произведению Достоевского к 200-летию с его дня рождения. В нашем театре премьеру «Дядюшкин сон» представили 7 сентября, также артисты выступят с постановкой на фестивале «Достоевский. Театр. XXI век», который пройдет 1–5 декабря в Иркутском академическом драматическом театре имени Охлопкова.
В фойе театра кукол представлена инсталляция в виде старинного фотоаппарата, заглянув в объектив которого вы увидите, как в своем рабочем кабинете сидит Федор Михайлович Достоевский над очередным произведением. Наши художники-бутафоры воссоздали точную копию квартиры писателя в Санкт- Петербурге, начиная от обоев и заканчивая мелкими предметами интерьера. Ко дню фестиваля инсталляция будет дополнена выставкой редких книг Достоевского из Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени Молчанова-Сибирского.
– Какие премьеры нас ожидают в этом сезоне?
– Сезон только начался, к середине декабря мы сделаем спекталь «Акула-укулеле» с гавайской тематикой по пьесе современного драматурга Марты Райцес. Этот спектакль затрагивает тему становления личности, поиска себя, он рассчитан на молодежную категорию зрителей. Для оформления сцены мы используем 50 килограммов бамбука, а также задействуем новые музыкальные инструменты.
Весной в «Аистенке» поставим спектакль «Котенок по имени Гав» для самых маленьких зрителей. А к закрытию сезона в планах постановка «Остров сокровищ» с пиратской тематикой и молодежным составом труппы артистов в главных ролях.
– Какие перемены ожидают театр «Аистенок» в ближайшем будущем?
– Моя задача номер один – построить новый театр. На сегодняшний день мы рассмотрели несколько участков в центре города, с лучшими архитекторами Иркутска обсуждаем проекты нового здания. К февралю 2022 года мы планируем вносить корректировки в генплан города и обозначить участок для строительства театра кукол. Реалистичные сроки переезда в новое здание – пять лет.
Анна Тодоева, специально для ИА «Альтаир»