... Иркутск
Доллар
Евро

Охлопковцы репетируют первую часть театральной трилогии по роману Достоевского «Братья Карамазовы»


Фото Анатолия Бызова

17 января впервые в Иркутске был опробован необычный формат встречи театра со своим зрителем — так называемые публичные чтения. На репетиционную читку инсценировки романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы» были приглашены завсегдатаи академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова. Делать зрителей свидетелями «черновой» работы над будущей постановкой — довольно распространенная практика в столичных и питерских театрах. Для иркутян это принципиально новая форма контакта с миром подмостков. Инициатором почина стал молодой актер, студент отделения режиссуры театрального института им. Бориса Щукина в Москве Дмитрий Акимов. Он является автором инсценировки задуманного спектакля под названием «Брат Иван», его режиссером, а также исполнителем роли Дмитрия Карамазова. Премьера «Брата Ивана» запланирована на март 2016 года.

Несмотря на мороз, незанятых мест в небольшом зале «Другой сцены», где вершилось происходящее, не оказалось. Погрузиться в интимную обстановку творческой кухни охлопковцев довелось только избранным, и они своей привилегией не поступились. Незадолго до публичной репетиции театр предложил желающим обосновать свое стремление попасть на публичные чтения по роману Достоевского. На театральном сайте выложены отрывки из писем соискателей. «Наверное, каждый человек, искренне любящий театральную жизнь, должен иметь шанс хоть одним глазком подсмотреть, как создается чудо!» — пишет один респондент. «Неравнодушный зритель, скорее всего, помощник, соавтор и друг режиссерам и артистам, — уверяет другой. — Публичные чтения инсценировки к спектаклю „Брат Иван“ — это шаг навстречу зрителям». Сам зачинщик внештатного события Дмитрий Акимов признался, что для него и его коллег это способ почувствовать реакцию зала, обратную связь. Он предложил гостям поделиться своими впечатлениями, реакциями, замечаниями по электронной почте, а может быть, и в соцсетях.

Театральная постановка «Брат Иван» станет первой частью трилогии по «Братьям Карамазовым» Достоевского, вслед за ним свет увидят «Брат Дмитрий» и «Брат Алёша». Такую грандиозную задачу поставил перед театром его художественный руководитель Геннадий Шапошников. Эпическое полотно великого русского классика о Боге, свободе и морали развернется на охлопковской сцене трижды: из «эпицентра» Ивана, «эпицентра» Дмитрия и внутренней сердцевины образа Алексея. Сценическая версия «Брат Иван», созданная Дмитрием Акимовым, выиграла внутритеатральный кастинг сценариев для задуманной постановки. Дерзновенный соавтор Достоевского оставил за скобками действия все женские образы, а также других второстепенных персонажей романа. На сцену выйдут только ключевые герои, к ним добавится и незримо присутствующий молчаливый образ Человека в белых одеждах. Инсценировка сосредоточит внимание зрителя на самых острых и фундаментальных размышлениях и конфликтах, которые с поразительным мастерством развернул перед нами бессмертный гений писателя. Сцены нетленного произведения ретроспективно перетасованы таким образом, чтобы вывести на первый план смысловые акценты, связанные именно с фигурой богоборца Ивана. Спектакль, как и одобрительно принятый публикой «Идиот», премьера которого состоялась в декабре минувшего года, будет рассчитан на зрителя, хорошо знакомого с литературным текстом. Впрочем, для тех, от кого ускользнут некоторые звенья линейной фабулы, сценический вариант, возможно, станет приманкой для погружения в мощную стихию увесистого двухтомника.

— Я очень рад, что сподобился побывать на открытой репетиции, — говорит иркутянин Сергей Седых. — Ведь это так интересно, увидеть еще только прообраз будущего законченного спектакля, понаблюдать, как работает творческий коллектив. Теперь уже не терпится дожить до премьеры, оценить итог тех усилий, которые мне довелось подглядеть, что называется, еще в зародыше. Жду от постановки многого. Уже сейчас могу признаться, что давно известный, в каком-то смысле даже обветшавший текст Достоевского через молодых исполнителей, через их свежее восприятие открылся вдруг как-то по-новому, очень живо и насущно, задев глубоко личное и спрятанное во мне. Это великая история, великий духовный поиск. И дай бог родиться значительному театральному явлению.


Яндекс.Метрика