На Малой сцене Иркутского областного музыкального театра имени Н.М.Загурского состоялась премьера музыкально-драматического спектакля «Довлатов. Про любовь». Литературным первоисточником постановки послужила повесть «Филиал», а также цитаты из других произведений Сергея Довлатова. Перенести на театральную сцену творчество одного из самых популярных прозаиков XX века взялась режиссёр из Санкт-Петербурга Наталья Карпинская. Она решила представить авторский текст в нестандартном жанре – стендап в стиле джаз.
«Довлатов пишет очень театрально и кинематографично, жаль, что его редко ставят в театре. Несмотря на светлую печаль, грустную иронию, что есть в повести, нам хотелось избежать эмоциональной тяжести и придать действию изящности и воздушности. Это важно для пространства музыкального театра, где мы привыкли видеть лёгкость, динамику. Важно было грамотно объединить тексты Довлатова с созвучной им музыкой, а это, на мой взгляд, именно джаз. Сам писатель часто говорил о джазе, этот жанр сформировал его поколение, его личность, среди поклонников автора есть такое понятие, как плейлист Довлатова, который и помог нам с музыкальным наполнением», – отмечает Наталья Карпинская.
За музыкальное сопровождение в спектакле отвечает ансамбль «Доктор Джаз» под руководством заслуженного работника культуры и искусства Иркутской области Александра Филиппова. Джазовые композиции в исполнении коллектива гармонично дополняют плотный драматический текст, привнося в постановку динамику и игривое настроение.
По сюжету спектакля русский журналист-эмигрант Далматов, находясь на конференции в Лос-Анджелесе, совершенно случайно встречает свою первую любовь Тасю. Спустя десятилетия эта роковая женщина словно ураган врывается в его гостиничный номер и жизнь, заставляя героя вновь почувствовать себя растерянным мальчишкой.
Несмотря на то, что события жизни Сергея Довлатова плотно переплетаются с его текстами, режиссёру не хотелось уходить в биографичность, поэтому перед исполнителем главной мужской роли Егором Кириленко не стояло задачи ориентироваться на характер или физику самого автора. Самодостаточность образа, элемент актёрской импровизации и взаимодействие со зрителями дали исполнителю больше артистической свободы.
«В этом спектакле я не сравниваю себя с Довлатовым. Сергей Донатович – замечательный писатель, с творчеством которого я познакомился очень давно. У меня есть его четырёхтомник, так что литературный материал для меня как для читателя не новый. Но когда к тексту добавилось театральное пространство, он стал ощущаться совсем иначе. Когда ты помещаешь себя внутрь этой истории, она становится гораздо более драматичной, чем когда просто читаешь и иронично усмехаешься над нелепыми ситуациями. Проживая их в комедийном ключе на сцене, начинаешь осознавать, что и там есть боль, что жизнь автора не была лёгкой. Но мы не играем на сцене судьбу реального писателя и его музы, мы рассказываем историю немного сумасшедшей любви именно через себя», – поясняет Егор Кириленко, исполнитель роли Далматова.
Он и она, мужчина и женщина, Далматов и Тася – два главных персонажа, две объёмные драматические роли, которые требуют глубокого подхода и анализа, тонкой актёрской работы.
«Моя роль – подарок для актрисы. Это женщина-взрыв, буря эмоций, если говорить эпитетами Довлатова, то женщина странная, фантастическая, ужасная, капризная, непредсказуемая. И это всё отнюдь не в положительном смысле. Здесь я первый раз столкнулась с тем, что не знаю, как оправдать свою героиню, её поступки. И для меня это очень интересная работа», – рассказывает Александра Гаращук, исполнительница роли Таси.
«Перевоплощаться в героиню было очень сложно, ведь это совсем не я. Абсолютно не мой характер, не мой типаж, но от этого работа проходила ещё более интересно. Пришлось много читать, смотреть, искать, брать что-то от реального прототипа, переживать, присваивать. Сначала получался очень вычурный образ, но мы постарались немного его «причесать», и вот родился более правдоподобный, более сдержанный, но всё такой же эксцентричный персонаж. Зрители в таких ролях меня ещё не видели», – делится Анна Захаренкова, другая исполнительница роли Таси.
Часы, проведённые бывшими влюблёнными вместе, переносят героя из настоящего в мир воспоминаний, которые тут же оживают благодаря сценографии, свету и джазовым мелодиям. Зрители становятся свидетелями событий, которые разворачиваются то в Лос-Анджелесе 80-х, то в Ленинграде 60-х. Это путешествие во времени находит отражение в художественных решениях и даёт широкое пространство для исследования моды, стиля, силуэтов. Создатели спектакля очень тщательно подошли к выбору тканей и материалов, стараясь сохранить в цветах и текстурах натуральность и соответствие эпохе.
«И хоть в названии спектакля написано «про любовь», для меня это история не столько про мужчину и женщину, сколько про то, что многие из нас живут воспоминаниями, прошлым, думают, могло ли что-то сложиться по-другому? А в жизни всё происходит именно так, как и должно было произойти. Здорово жить настоящим, которое мы имеем. Созерцать жизнь такой, какая она есть», – отмечает Наталья Карпинская.