Стать частью большого культурного события предлагают научные сотрудники Иркутского областного художественного музея имени В.П.Сукачева. Каждые выходные с 30 ноября по 19 января в 14.00 в Галерее сибирского искусства (ул. Карла Маркса, 23) проводятся экскурсии по персональной выставке московского художника, классика советского искусства Игоря Обросова. Яркий представитель сурового стиля, он оставил после себе огромное художественное наследие, которое занимает большое место в отечественном искусстве послевоенного времени.
Игорь Павлович Обросов родился 23 мая 1930 года в Москве в семье врачей. Его отец был крупным ученым-медиком, профессором Института имени Н.В.Склифосовского. Любовь к изобразительному искусству детям привила мать, сама мечтавшая о карьере художника. Она создавала прекрасные акварели, но основным ее делом тоже была медицинская помощь людям.
В 1954 году Игорь Обросов окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г.Строганова). В 1961-м был принят в члены Союза художников СССР. В 1983 году Игорю Обросову было присвоено звание народного художника РСФСР. Его творческие заслуги неоднократно были отмечены государственными и международными наградами. Скончался художник 5 августа 2010 года в Москве.
На выставке «Игорь Обросов. Живопись, графика» представлено 40 работ, раскрывающих зрителям те жизненные переживания художника, которые определили основные темы его произведений. Творческий путь Обросов начинал как график, но постепенно, через увлечение акварелью, он перешел к живописи маслом и темперой.
Середина 1950-х годов отмечена резким взлетом искусства печатной графики. В 1958 году открылась первая всесоюзная выставка эстампа. В экспозиции в Галерее сибирского искусства представлено несколько линогравюр Обросова из серии «Военные годы», созданных в 1959-м.
Из числа ранних произведений Обросова отметим работу «Три сотки». Тема, казалось бы, самая простая: женщины копают картошку. На первом плане мы видим ведро с урожаем, две трети листа заняло поле, решенное преимущественно в глухом черном цвете. Фигуры удалены от зрителей так, что всю сцену сразу можно ухватить неподвижным взглядом. Лиц женщин мы не видим – все головы склонены к земле, и каждый персонаж – лишь часть происходящего события. Работа выполнена в технике линогравюры, которая диктует обобщенные формы и требует лаконичных решений. Уже в раннем творчестве художник стремился к передаче простых истин. В «Трех сотках» он показал человека как часть человечества, напомнил о неразрывной связи человека с землей.
Интересно проследить решение художественно-колористических и пластически-пространственных задач в литографиях Обросова 1970-х годов. Контрастные сочетания черного, белого и желтого в работе «Натюрморт с лимонами» и черного, белого и оранжевого в произведении «Натюрморт с апельсинами» с усиленно резкими композиционными ритмами напоминают аппликации, где каждый предмет охарактеризован лаконично, форма четко ограничена контуром и вместе с тем, эти натюрморты передают внутреннюю напряженность и нарочитый декоративизм.
Ранние живописные работы художника еще не обрели того темного колорита, который с 80-х годов активно проявился в его произведениях. Живопись конца 1960-х –1970-х еще имеет светлую палитру и пронизана романтическим настроением.
Линейные ритмы стали одним из главных выразительных средств в живописном произведении «Москворецкая набережная» (1979) и литографии «Набережная реки Яузы» (1970), представленных на выставке. Часто повторяющимся мотивом городских пейзажей являются мосты и набережные Москвы, которая показана Обросовым как аналитически выверенная человеческим умом конструкция.
Многие произведения художника посвящены наиболее страшным эпизодам советской эпохи – сталинским репрессиям. Обращение к этой теме неслучайно. Та боль и та неприязнь, которые он переживал после расстрела отца в 1938 году, со временем определили лейтмотив творчества Обросова и существенно повлияли на выбор художником черно-белого колорита.
На выставке представлен триптих «Посвящение отцу, профессору П.Н. Обросову» (1986–1988), который повествует о трагедии семьи художника. За эту работу Обросов получил Государственную премию СССР в 1989 году.
Важной вехой творчества художника стало обращение к теме Великой Отечественной войны. Тяжелейшая пора жизни народа раскрыта Обросовым в многочисленных графических и живописных произведениях, показывающих суровые будни военного времени. Во время войны Обросов жил вместе с мамой в госпиталях и больницах. «Помню смертельно усталых, дистрофичных, порой падающих в обморок на дежурствах маминых коллег. Помню, как выходили они, немолодые, а то и вовсе старые изнеможенные медсестры и санитарки, встречать эшелоны с ранеными, с прибывшими из блокадного Ленинграда, как поддерживали друг друга, как провожали своих близких на фронт», – вспоминал Игорь Обросов.
После путешествия Обросова в первой половине 1960-х годов по Северу России его взволновала жизнь русской деревни. Произведения «Брошенный дом» (1979), «Вдали три стога» (1983), «Утро на Нерли» (1994) стали итогом осмысления художником драматической судьбы крестьянства. Неторопливый уклад деревенской жизни, неброская красота ландшафтов средней полосы России были для Обросова не просто источником вдохновения, а позволили ему создать художественные документы, отражающие важнейшие социальные процессы советского времени, отмеченного обостренным вниманием к вопросам нравственности, к взаимоотношениям человека и природы. Обратив внимание на представленные в экспозиции картины, вы можете вспомнить деревенскую прозу Василия Белова, Валентина Распутина, Василия Шукшина.
Еще одна тема – портреты замечательных современников художника. Поэтесса Белла Ахмадулина, кинорежиссер Владимир Наумов, художники Виктор Попков, Павел Никонов и Таир Салахов, бард Евгений Бачурин, актриса Наталия Белохвостикова, актер театра и кино Михаил Ульянов были во многом нравственными идеалами для Обросова.
Женская красота воспета художником в знаменитых обросовских ню. На выставке можно увидеть работы «Вечер. Обнаженная с яблоком» (1990), «Обнаженная со скрипкой» и «Утро. Август» (1991).
Сейчас, по прошествии более полувека, особенно ясно видишь творческие достижения Обросова и его современников. Само время тогда требовало новых свершений, нового художественного языка. Существующие догмы рушились под напором новаторского поиска молодых художников. Виктор Попков, Павел Никонов, Николай Андронов, Игорь Обросов и ряд других художников стали создателями «сурового стиля». Настойчивая достоверность событий, сила людских характеров – главное содержание творчества этих художников. Они изображали фрагменты важных событий жизни страны, приостанавливали происходившее движение и изображали тружеников в момент наивысшего духовного и физического напряжения. Художники стремились создать образ события, уйти от традиционной повествовательности и тем самым открыли новые возможности реализма.
Кроме того, Игорь Обросов занимался общественной деятельностью. В 1972 году его избрали секретарем правления Союза художников РСФСР, в 1970-е поручили руководить молодежными группами, приезжавшими во Всесоюзный дом творчества «Сенеж». Обросов много читал, был хорошо эрудирован и нередко сам писал об искусстве свободные эссе. Они выпущены в виде книги «Черное белое. Избранное».
Иркутский областной художественный музей выражает особую благодарность Петру Баранову – куратору и идейному вдохновителю этого проекта, а также Фонду развития современного искусства и Московскому союзу художников.
Александра Нурминская для ИА «Альтаир»
Фото пресс-службы Иркутского областного художественного музея
На фото: «Москворецкая набережная» (1979);
«Брошенный дом» (1979);
«В старом парке. Паланга» (1994);
Портрет поэта, композитора и художника Игоря Бачурина (1999);
«Арест» (из триптиха «Посвящение отцу, профессору П.Н.Обросову», 1986–1988);
«Шестидесятые годы. Микулино городище. П.Никонов, И.Обросов, В.Попков» (1984)