Художник Александр Москвитин в Иркутской областной библиотеке имени И.И. Молчанова-Сибирского в 17.00 17 июля впервые представит альбом с полным собранием его работ. Это издание посвящено жизни и творчеству выдающегося человека. Все те, кто знаком с Александром Москвитиным лично, знают, что он не просто художник, а истинный эрудит и настоящий знаток истории искусства. В книгу вошли разные работы: от произведений, написанных еще в 16-летнем возрасте, до полотен 2019 года.
Александр Морисович Москвитин родился 17 июля 1954 года в Улан-Удэ в семье художника. В пять лет он поступил во Дворец пионеров, где восемь лет занимался изобразительным искусством. Генрий Константинович Купцов и Георгий Николаевич Москалёв – преподаватели Дворца пионеров – водили своих учеников в музеи, возили на пленэры, а также брали с собой в длительные походы в горы и тайгу. Поэтому с детства в Александре Москвитине укоренились любовь к природе и искусству, уважение к землякам и исключительное трудолюбие. С 1969 по 1974 год он учился в Иркутском училище искусств на декоративно-оформительском отделении. После его окончания работал в иркутских творческо-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. С 1985-го живет и работает в Москве. Александр Москвитин является членом Союза художников с 1986 года. Он часто участвует в российских и зарубежных выставках.
Москвитин – художник широкого диапазона. Станковая живопись, графика, монументальные росписи, проекты по реконструкции, керамические панно с рельефом, скульптура, римская и флорентийская мозаика, керамика, маркетри (инкрустация по дереву) – вот неполный перечень направлений мастера.
Александр Москвитин. «Ирисы в палисаднике». 2017 год
Его творчество охватывает и разные жанры. Известно более двухсот пейзажных работ художника, формат многих из них более полутора метров в длину и высоту. К ним относятся живописные циклы «Острова моей памяти» («Острова»), «Память цивилизаций», «Берег бурых медведей», а также полотна «Вечность», «Вид Улан-Удэ с улицы Трубачеева», «Зимний Иркутск» и многие другие.
К анималистическому жанру принадлежит полотно «Дикие жители диких предгорий» («Кони на прибрежных лугах), а также многочисленные картины, изображающие рыб: «Ленки и хариусы в сети», «Полет красных рыб», «На реке Волге».
На сегодня портретная галерея Александра Москвитина составляет более пятидесяти изображений его современников и несколько автопортретов. Наиболее известными из них являются «Портрет фотографа Бориса Дмитриева», «Фотограф Константинов на Байкале», «Цырен Намжил Очиров», «Портрет музыковеда Цыбудеевой».
Особое место в его творчестве отведено историческим полотнам. Примером может служить конный портрет Романа Федоровича Унгерна фон Штернберга, а также многофигурное полотно «Мистерия» («В Дацане праздник») и многие другие.
«Река времени». 2005 год
В 2010 году Александр Москвитин создал иконы на холсте с изображением иркутских святителей для Харлампиевской Михайло-Архангельской церкви. Работы «Иннокентий Кульчицкий», «Иннокентий Вениаминов» и «Софроний Кристалевский» составляют триптих, который в настоящее время можно увидеть в притворе храма. Кроме того, художник выполнил иконостас в стиле северного барокко для Харлампиевского придела Михайло-Архангельской церкви, и под руководством Москвитина иконописцы создавали иконы для этого иконостаса.
Одним из наиболее ярких проявлений архаики как части культуры остаются мифы. Москвитин неоднократно обращается к их разным аспектам, находя богатейший материал для своих полотен. Мифологическим сюжетам посвящены работы «Эра Водолея» и «Выход Единорога предвещает появление мудрых правителей».
На персональной выставке «Дорога за горизонт», проходившей с 1 по 31 марта 2019 года в Иркутском областном художественном музее имени В.П. Сукачева, художник представил множество натюрмортов, в которых он воспел красоту сибирских цветов. Можно вспомнить картины «Ирисы до горизонта», «Пионы», «Деревенский букет», «Водосборы и жарки», «Поздние георгины», «Цветы Победы», «Белые лилии».
«Фотограф Константинов на Байкале». 1983 год
Жанровую сцену мы находим на полотне «Птичий рынок в Иркутске». Однако это не просто изображение жизни города и его жителей. Это и большой групповой портрет друзей и родных художника. Отметим, что в этой работе есть историческая составляющая: показана атмосфера Иркутска второй половины ХХ века.
И все же многие работы Александра Москвитина не имеют точной жанровой принадлежности и заключают в себе гармоничное соединение разных жанров. Москвитин – художник, мыслитель, творец с большим опытом и знаниями. Он преобразует видимое по законам художественной правды, анализирует, затем идет к синтезу, осмысляя жизненные явления, а не просто отображая их внешние формы. Творчество Александра Москвитина известный иркутский искусствовед Тамара Драница, характеризует следующим образом:
– Сбивчивые стилевые ритмы Александра Москвитина – своего рода приемы «человека играющего», маскирующего серьезность творческих намерений художника и провоцирующие обратную реакцию зрителей. Подобно отсутствующим в искусстве Москвитина понятий «сегодня» и «потом», его художественная речь не эволюционирует, образуя сложносочиненную замкнутую систему, в недрах которой старая стилистика может самым неожиданным образом актуализироваться в новом художественном пространстве.
Александра Нурминская для ИА «Альтаир»
Фото автора