... Иркутск
Доллар
Евро

Капитальный «наезд» на капитальный ремонт

Согласно Федеральному закону «О Фонде реформирования жилищно-коммунального хозяйства» капитальный ремонт — это «необходимость проведения работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене в целях улучшения эксплуатационных характеристик и приведения в технически исправное состояние». Для обеспечения этой деятельности в Иркутской области создан Фонд капитального ремонта многоквартирных домов — региональный оператор, в функции которого входит аккумулирование взносов на капитальный ремонт и обеспечение организации ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Деятельность фонда регламентируется Жилищным кодексом России, а также Законом Иркутской области № 167. Наше агентство поинтересовалось тем, как иркутяне оценивают эффективность такой модели.

Юлия СЕРГЕЕВА, журналист, политический обозреватель:

«Я совершенно самостоятельно, не читая других мнений по поводу этого фонда, пришла к формулировке „финансовая пирамида“. Потому что мой лично дом будет ремонтироваться в 2024–2028 годах. При этом все эти 10–16 лет мне предлагается отчислять им средства на ремонт. Сумма, конечно, небольшая за 10 лет накапливается. Но, в общем, я не очень понимаю, почему через 10 лет я не могла бы им ее просто отдать, заведя собственный счет. Если вспомнить, сколько программ в Иркутской области за последние 10 лет были введены, а потом отменены, заморожены или вообще заменены на другие, — как я могу быть уверена, что через 5 лет мне не скажут: „Извини, но та программа, куда ты исправно отчисляла деньги,  уже не действует. Деньги твои просохатили другие чиновники. Мы — новые чиновники, за старых не отвечаем, преемственности власти у нас нет. Зато есть новая программа, в которую ты опять обязана платить. А дом твой отремонтируют через 10 лет“. В общем, я честно не понимаю, за что платить пока».

Любовь АЛИКИНА, председатель ТОС «Рубин»:

«На мой взгляд, закон не проработан, не было проведено публичное обсуждение. Большинство жителей региона осознали, что произошло, получив квитанцию на оплату. Возник ряд вопросов: за что и куда платить? Почему в получателях указан банк Красноярска, а не Иркутска? Почему заключается договор публичной оферты, а не договор с каждым собственником? Почему собственник не дает согласие на выполнение условий, предложенных законодателем?

По существующему законодательству договор публичной оферты вступает в силу после того, как решение о выплатах региональному оператору поддержал 51 процент площадей дома. В ином случае в законную силу он не вступает, и предъявлять требования о неуплате (взыскивать пени) нельзя. Если же в доме набрался 51 процент поддержавших, то оставшиеся 49 процентов этому решению подчиняются. Получается, что если большинство в доме приняло решение не платить, то и отвечать за это не придется.

Еще один насущный вопрос — это льготы. При выплатах в Фонд капитального ремонта возмещение инвалидам (в отличие от других групп — ветеранов, чернобыльцев и т.д.) не идет. Это ущемление прав инвалидов и несоблюдение Конституции. Проблему можно решить выведением из закона государственного и муниципального жилого фонда. Кроме того, изменениями в 167-м областном законе можно решить проблему включения в реестр новостроек. Почему это необходимо? Каждый застройщик дает пятилетнюю гарантию на дом для устранения недочетов, которые могут быть выявлены в первые годы эксплуатации. Будет целесообразней включать новые дома в реестр после истечения гарантийного срока».

Дмитрий ТАЕВСКИЙ, главный редактор городского портала «Бабр»:

«У меня есть две точки зрения, и они принципиально разные. Как собственника жилья меня этот вопрос не волнует вообще, поскольку я живу в коттедже. Он мог бы волновать мою маму, которая живет в квартире, но я ей все компенсировал.

Как главный редактор я ежедневно получаю пачку писем о несправедливости данной системы. И это так. Аргументы повторяются многократно: платят все, и достаточно большие (для рядового владельца) суммы, а капремонт в этом конкретном доме будет неизвестно когда — и, может быть, уже после смерти человека. Понятно, что с экономической точки зрения система оптимальна, она позволяет решать общегосударственную задачу, которую, вероятно, иначе не решить. Но вот психология людей в этой схеме не учтена совершенно. Это может привести к серьезным проблемам. У меня такой прогноз: население массово не будет платить, начнутся суды и массовое недовольство с неизвестными последствиями. Это плохо и для экономики, и для страны».

Наталья КОРЖОВА, председатель домового комитета дома, расположенного по адресу: бульвар Рябикова, 10:

«На общем собрании собственников жилья, являющемся органом управления домом, мы приняли решение не участвовать в долгосрочной программе капитального ремонта. Жители дома единогласно выразили недоверие программе. Во-первых, четыре года назад дом прошел комплексный капитальный ремонт. У нас есть семилетняя гарантия на проведенные работы. Так что в запасе еще три года. Во-вторых, это длительность программы. Она рассчитана на 30 лет. Многие жители выразили сомнения насчет эффективности такого длительного планирования, особенно в условиях сложившейся экономической ситуации в стране. В-третьих, это низкая исполняемость законов, принятых в государстве. Например, приватизация. В одной из статей закона говорится, что государство обязано отремонтировать жилой фонд перед тем, как переложить это на плечи собственников. Этого так и не было сделано.

Еще одна проблема — это отсутствие рычагов воздействия на неплательщиков. Непонятно, как региональный оператор будет ее решать. Долги перед «ресурсниками» доходят до миллиардов, то же самое случится и с Фондом капитального ремонта. Не уверена, что они смогут заставить, и наша «кубышка» будет все время полупустой. Не было составлено технической документации о фактическом состоянии домов, не учтены потребности домов для капитального ремонта. Многим домам требуется провести капитальный ремонт, а не дыры залатать. Кроме того, не уточнена информация о площади домов. Когда я смотрела на сайте фонда информацию о своем доме, то оказалось, что его площадь завышена на 1000 квадратных метров. Это значит, что начисления по квартирам тоже будут выше».

Серегей БЕСПАЛОВ, иркутский блогер, выпускник Московской школы политических исследований:

«Это несостоятельная идея. Во-первых, для реализации таких программ надо иметь финансовую стабильность в стране. Чем Россия сейчас не может похвастать. То, что уже собрали, обесценилось в 2 раза. На таких условиях никто платить не будет. Во-вторых, не надо никаких региональных операторов. Граждане должны самостоятельно в принудительном порядке создавать ТСЖ и делать ежегодный микро-капремонт. Это будет дешевле. В-третьих, именно сейчас, в момент создания фонда, у населения нет на него денег, так что тему надо закрывать».


Яндекс.Метрика