... Иркутск
Доллар
Евро

Братск и Ангарск: кризис продолжается

epicenter.jpg

Затяжные конфликты в руководстве второго и третьего по величине городов Иркутской области (а по объему промышленного производства возглавляющих список населенных пунктов региона) вступили в этап очередного обострения. Накал столкновений, запутанность, многослойность закулисной и даже публичной интриги ставят под вопрос не только способность местной (муниципальной) элиты к согласованию интересов ради эффективного управления, но и возможности регионального и даже федерального эшелона государственной власти «разрулить» подобные конфликты. Кроме того, не выдержали проверку практикой государственно-правовые построения – в частности, модель «сити-менеджер – дума во главе с мэром». В то же время довольно высокая вероятность протестного голосования и соответствующего результата на прямых выборах главы города приводит к сакраментальному вопросу «Что же делать?».

О причинах, корнях, пружинах, мотивах «разборок» в Братске и Ангарске уже говорилось, однако повторное обращение к этой теме позволит несколько освежить и дополнительно систематизировать понимание ситуации. Во-первых, в обоих городах имеются градообразующие предприятия, принадлежащие вертикально интегрированным холдингам. В Братcке это БрАЗ (собственник – компания «Русал») и БЛПК («Илим»), в Ангарске – АНХК (Роснефть) и АЭХК (Росатом). У собственников этих предприятий большие возможности оказывать влияние на социально-экономические и общественно-политические процессы на местном (городском) уровне. Во-вторых, в городской («доморощенной») бизнес-элите Братска и Ангарска нет явно доминирующей группировки, что, в свою очередь, ведет к длительной, напряженной борьбе, отсутствию явного победителя и – стихийно, как объективный фактор – служит основой демократических процедур в политической жизни (через формирование сдержек и противовесов). Тем не менее реальный эффект лишь дополнительно дискредитирует демократические институты в глазах большинства избирателей.

В-третьих, нынешние неурядицы в Братске и Ангарске являются следствием крупных ошибок в политическом менеджменте, допущенных в 2010 году губернатором Дмитрием Мезенцевым и, в конце концов, ставших фатальными для его работы в должности главы региона. Правда, ошибки Мезенцева в отношении Братска и Ангарска не столь очевидны и масштабны, как в отношении Иркутска, однако и здесь они весьма ощутимы. В частности, резкая дестабилизация в Братске началась после ошибочного перемещения мэра Сергея Серебренникова с «насиженного места» на иркутское направление. Масштаб ошибки, для которой подходят слова «нарочно не придумаешь» и «такого промаха не допустили бы даже многие из людей, не имевшие до этого никакого отношения к управленческой работе», столь велик, что ее последствия ощутимы и сейчас в полной мере. В Ангарске – это бездарно проведенные (с точки зрения интересов «Единой России») выборы депутатов думы Ангарского муниципального образования (АМО) и, как побочный эффект, рост влияния популистской группы местных политиков во главе с Владимиром Жуковым.             

Следующее, четвертое, обстоятельство имеет значительное влияние на ситуацию в Ангарске. Речь о неудачной реформе местного самоуправления, в результате которой созданы два параллельных муниципалитета, хотя численность населения и экономический вес Ангарска составляют около 95 процентов от этих же показателей АМО, т. е. Ангарского района. Такая модель ведет к дополнительным бюджетным расходам на содержание органов власти, дублированию функций, общей неэффективности и политическим конфликтам. Возможно, этот перекос будет исправлен в новой редакции Федерального закона «Об основных принципах местного самоуправления в РФ», тем более что в рамках регионального законодательства исправить явную оплошность не удалось, хотя попытки на этот счет предпринимались неоднократно.

Ситуация в Ангарске и особенно в Братске резко обострилась сразу же после выступления губернатора Сергея Ерощенко с ежегодным посланием Законодательному собранию, а по существу, ко всей области 30 января. С одной стороны, некоторые эксперты заговорили о «чрезвычайной смелости» экс-депутата ЗС от партии «Справедливая Россия», «коммунального барона северной столицы Прибайкалья» Александра Гаськова, который, как считается, является оператором демарша восьми депутатов городской думы Братска, утром 31 января сложивших полномочия и тем самым сделавших думу неправомочной. Однако другая часть экспертного сообщества и политической элиты полагает, что масштаб и возможности Александра Гаськова уже не соответствуют предпринимаемым действиям. В частности, Гаськов вряд ли бы стал настолько «дразнить гусей», давая отмашку на сложение депутатских полномочий на следующий день после выступления губернатора, где, в частности, содержался призыв прекратить конфликты в руководстве муниципальных образований. Тем более что необходимости, исходя из задач, стоящих перед Гаськовым, устраивать демарш именно 31 января не было. Вопрос о возвращении прямых выборов мэра Братска, который является предметом разногласий между Гаськовым и его оппонентами, в повестке заседания городской думы не значился, а если бы и возник, то отложить его как минимум до следующего заседания не представляло сложности.

Иными словами, считается, что Александр Гаськов – отнюдь не последнее звено в цепочке и за «коммунальным бароном» стоят более влиятельные силы. Они не только стремятся не допустить прямых выборов мэра Братска, но и намерены при каждом удобном случае «щелкнуть по носу» губернатора Сергея Ерощенко. Согласно этой версии, такие силы весьма скрытны и не намерены переходить в публичную плоскость. В качестве предположения «закулисным дирижером» антигубернаторской деятельности  называют по уже сложившейся традиции экс-спикера ЗС Виктора Круглова. Однако у этого предположения нет достаточной фактологической основы — разве что строить рассуждения по известной схеме 1930-х годов («за всеми происками стоит Троцкий»). Другой из нескольких вариантов ответа на вопрос «А кто же стоит за Гаськовым?» -- компания «Илим», собственник Братского ЛПК. Основание ответа тоже во многом находится в субъективно-личностной сфере. Известно о напряженных отношениях между представителем правительства Иркутской области в Совете федерации, аффилированным с группой «Илим», Олегом Каньковым и депутатом ЗС, братским предпринимателем Андреем Чернышевым, сейчас значительную часть времени находящимся в Москве. Чернышев наряду с членом Совета федерации от ЗС Иркутской области Виталием Шубой – один из ведущих лоббистов возвращения прямых выборов мэра Братска. Соответственно, Олег Каньков – по другую сторону политических баррикад.  

Возможно, действительности соответствует больше чем один вариант, но в любом случае очевидно, что Александр Гаськов – не та фигура, которая лично, на глазах у всех, бросает вызов губернатору, ставя под сомнение способности и возможности Сергея Ерощенко контролировать ситуацию в Иркутской области. По наглядности противодействия нынешнему губернатору «братский демарш» сравним разве что с проигрышем губернаторского кандидата Сергея Петрова на выборах главы Ангарска в октябре 2012 года. Но к тому времени Сергей Ерощенко возглавлял область всего четыре месяца и, возможно, еще не перехватил все рычаги власти. Нынешние же события в Братске происходят в период завершения второго года губернаторства Сергея Ерощенко, что порождает дополнительное обострение ситуации. Суммируя сказанное, если глава области не даст адекватного ответа на брошенный вызов, в региональной элите будут сделаны соответствующие выводы.  

Конфликт в Ангарске, как уже сказано, дополнительно осложнен «двойной» структурой муниципальной власти. Применительно к Ангарскому городскому поселению и Ангарскому муниципальному образованию законодательное реформирование ситуации представляет особую сложность даже на федеральном уровне. В данном случае один из предполагаемых вариантов коррекции федерального закона, при котором город Ангарск останется в системе местного самоуправления, а Ангарский район (АМО) станет нижним звеном государственной власти, не решает проблемы, так как дублирование функций и неоптимальность структуры управления останутся, учитывая безусловно доминирующий статус Ангарска внутри АМО. Уместнее формирование Ангарского городского муниципального округа, куда вошли бы и остальные поселения АМО—Мегет, Савватеевка, Одинск. Это предложение тоже озвучено давно, однако его реализация натолкнулась на препятствия юридического и политического характера.    

В то же время, по сравнению с Братском, политическая борьба в руководстве города нефтехимиков в большей степени публична, а закулисные действия занимают относительно меньшую часть противоборства. Следует отметить и более отстраненную линию Роснефти и Росатома в отношении муниципальных проблем Ангарска, чем действия компаний «Русал» и «Илим» относительно ситуации в Братске. Частично это обусловлено статусом Роснефти и Росатома как госкорпораций. В то же время у нынешнего губернатора сложились в целом конструктивные отношения со всей четверкой компаний, включая «Русал», с которым в последнее время наблюдается некоторое сближение точек зрения.

Усиление политического и иного давления на группу Владимира Жукова может привести, особенно в контексте ожидаемых поправок в федеральное законодательство о местном самоуправлении, к смене муниципальной власти в городе и АМО. Однако еще одним фактором, затрудняющим нормализацию обстановки, является кризис лидерства в местной оппозиции Жукову. Прежние лидеры так называемой команды (специфически ангарский термин, не имеющий в данном случае негативного или иронического оттенка) Евгений Канухин и Андрей Козлов растеряли прежний уровень поддержки среди избирателей. К тому же политические позиции «команды» всегда были непрочными, ей или удавалось побеждать на выборах с большим трудом, или нередко проигрывать (как, например, в 2007 году, когда Евгений Канухин потерпел сокрушительное поражение от Леонида Михайлова). Крупную неудачу потерпел и давний сторонник «команды», многолетний депутат областного парламента Юрий Фалейчик, осенью 2013 года отстраненный от участия в выборах в ЗС. Кроме того, «фактор Фалейчика» вообще осложняет отношения губернатора Сергея Ерощенко с этой группой управленческой элиты Ангарска, так как у главы региона сложилось устойчиво-негативное отношение к Фалейчику. В целом в Ангарске многие избиратели (если не большинство) считают группу Канухина—Козлова—Фалейчика опытными управленцами, но слишком уж не забывающими о своих интересах. «Они смотрят на город как на добычу»  -- эта фраза одного из иркутских экспертов, сказанная около 10 лет назад, во многом отражает действительность.

«Вторую волну команды» олицетворяет, прежде всего, собственник предприятия «Стройкомплекс» Сергей Петров. Однако над его образом все еще довлеет поражение на выборах главы Ангарска осенью 2012 года от Владимира Жукова. Кроме того, он имеет репутацию «человека, близкого к команде». Управленческий опыт и политическая умеренность, предсказуемость Петрова сочетаются с недостаточной яркостью его как публичного политика. Суммируя сказанное, Сергей Петров может опять проиграть на прямых выборах конкуренту-популисту, разве что в отношении этих выборов областное руководство будет использовать жесткие методы административного регулирования.

Другим из числа потенциальных кандидатов в мэры АМО является депутат районной думы Александр Городской – единственный кандидат от «Единой России», сумевший пройти в думу на выборах осенью 2010 года. Широкая известность и в то же время отсутствие у Городского жесткой привязки к группе Канухина—Козлова, а также неучастие в крупном бизнесе (Городской—врач) делают его шансы на выдвижение в мэры достаточно высокими. Однако для столь сложных, затяжных, острых конфликтов, как в руководстве Братска и Ангарска, существует множество «но». Поэтому «вариант Городского» -- пока не более чем стартовая гипотеза. В любом случае губернатор и правительство Иркутской области должны в течение 2014 года добиться принципиальных изменений к лучшему в двух крупных городах региона (хотя, разумеется, существуют политические проблемы и в отношении ряда других городов). Иначе кризисы в Братске и Ангарске самым негативным образом скажутся как на всей ситуации в Прибайкалье, так и на политической прочности нынешнего главы региона.


Яндекс.Метрика