... Иркутск
Доллар
Евро

«…А остальных переманим»

Прагматизм — неотъемлемая и обязательная черта политики, однако конкретное содержание прагматизма не столь бесспорно, как считает большинство представителей управленческих и экспертных кругов (во всяком случае, в России). Существует ряд закономерностей и их типичных проявлений, прагматичный характер которых можно поставить под сомнение. И наоборот, иррациональность, маргинальный вариант действий в его понимании на элитном уровне, на практике, особенно в стратегическом отношении, иногда бывает более прагматичным, расчетливым, предусмотрительным, чем, казалось бы, не вызывающие сомнения, «штатные» методы работы управленческой элиты. Речь идет обо всех уровнях российской власти — федеральном, региональном, муниципальном.

В преддверии выборов в Законодательное собрание Иркутской области опыт последних лет общественно-политического развития Приангарья придает  дополнительную актуальность теме прагматизма. При этом общественно-политическая сфера тесно связана и взаимозависима с отношениями в экономике и социальной сфере. Вопреки лукаво-бессмысленному лозунгу об «экономике без политики» реальность противоположна: чем больше экономики, тем больше политики; чем крупнее экономика, экономический вопрос, экономическая проблема, тем крупнее ее политическая составляющая.

Один из распространенных методов работы руководства партии «Единая Россия» — переманивание на свою сторону тех, кто занимает важное место в управленческой вертикали, но по тем или иным причинам еще не вовлечен в ряды ЕР или, тем более, состоит в другой партии или взаимодействует с ней. Случаи «переманивания» многочисленны и происходят. Опять же, на всех уровнях власти — федеральном региональном, муниципальном. Наиболее часто подобный метод используется по ношению к федеральным министрам и другим работниками исполнительных органов государственной власти федерального уровня, а также по отношению к губернаторам субъектов РФ и мэрам крупных городов. Иногда подобные действия имеют место и в региональных или муниципальных парламентах, если «Единая Россия» не получила там по итогам выборов большинство или уверенное большинство, а для укрепления позиций требуется переманить несколько депутатов из других фракций.

Проверенный и отработанный до филигранного совершенства способ воздействия на «проблемного клиента» — сочетание метода кнута и пряника. Кнут, используемый обязательно (во всяком случае, на первом этапе) в неофициальном, закулисном режиме, сводится к угрозам (или намекам на угрозы) объекту воздействия относительно его должностных или предпринимательских перспектив. В случае, если такое воздействие не приводит к желаемому результату, начинается публичное политическое воздействие, зачастую с подключением правоохранительных органов.

Параллельно с кнутом задействован пряник. Обычно речь идет о необходимости решения важных социально-экономических вопросов региона (города, района), в которых нуждается и которые поддержит большинство избирателей. При этом в обмен на помощь в решении этих вопросов необходимо проявить политическую лояльность. Прямо это говорится лишь иногда, но подразумевается всегда. С точки зрения стандартов развитой демократии это фантастическая и недопустимая ситуация. Трудно представить, что, скажем, американский президент-республиканец станет чинить препятствия целому штату на том основании (пусть и неофициальном), что его губернатором является представитель демократов. И абсолютно нереальным по американским меркам является вариант перехода губернатора из одной партии в другую. Разумеется, можно с порога отвергнуть такую модель лишь на основании того, что она «не наша», «заокеанская» и т.п. Однако гораздо труднее выдвинуть против этой модели (кстати, абсолютно прагматичной) содержательные аргументы.

Свой сценарий поведения и у объекта переманивания. Зачастую этот руководитель был избран от одной из малых партий, либо при ее поддержке, либо связан с внутрипартийной оппозицией в «Единой России». Последний вариант — самый легкий для последующей реинтеграции «беглеца» в партию власти. Его победа автоматически засчитывается в обойму успехов ЕР и объявляется «очередным проявлением поддержки «Единой России» со стороны избирателей». Сам же объект воздействия возвращается «на круги своя», как правило, с минимальным применением кнута и пряника, а также без каких-либо партийных формальностей, т.к. уже состоит в «Единой России». Вместе с тем, ужесточение партийной дисциплины и укрепление партийных структур привело в последние годы к сокращению числа внутрипартийных оппозиционеров от ЕР, участвующих в выборах параллельно с официальными кандидатами Единой России».

Замысловатее развитие событий вокруг победивших кандидатов от малых партий. После выборов вокруг такого руководителя региона, города, района возникает своеобразный вакуум — не хватает «своих» кадров, нет поддержки с верхних этажей власти, непонятно, как, с помощью каких рычагов решать проблемы территории или населенного пункта. В то же время «своя» партия просто не в состоянии обеспечить достаточную политическую поддержку и лоббирование управленческих вопросов в других органах власти. К тому же зачастую возникает политический диссонанс с местным парламентом, где большинство составляют «единороссы». И тут постепенно в действие вступает упомянутый метод кнута и пряника. Вскоре объект переманивания оказывается перед дилеммой. Вариант первый — не менять политическую принадлежность, но оказаться втянутым в жесткий, лобовой конфликт со всей вертикалью власти без значительных шансов на политическое выживание (включая сохранение должности) и на решение значимых вопросов, находящихся в должностной компетенции. О каких-либо перспективах динамичного развития территории или населенного пункта речи вообще не идет. Вариант второй — отношения с властным большинством нормализуются, возникает поддержка со стороны вышестоящих инстанций (правда, как правило, в меньших, чем было обещано при переманивании, масштабах). В обмен «маленькая формальность» — вступление в «Единую Россию» или, как минимум, публичное позиционирование как сторонника этой партии.

За редким исключением, события развиваются по второму варианту, причем обоснование перехода в сферу влияния «Единой России» считается само собой разумеющимся, убедительным и, как уже сказано, прагматичным: это сделано в интересах избирателей, теперь для защиты их интересов, для развития территории или населенного пункта открылись дополнительные возможности. В качестве дополнения обычно говорится, что «только «Единая Россия» является серьезной партией, только она объединяет широкие круги населения, что это партия большинства» и т.п. Обратим внимание, что подобное прозрение. Причем в форсировано-внезапном режиме, происходит именно после избрания/назначения неинтегрированного в ЕР руководителя. При этом самооценка собственного поступка бывает различной. Иногда руководитель действует как радикальный неофит, стремясь быть ортодоксальнее давних членов ЕР. В других случаях он, напротив, стремится избежать хотя бы активного участия в партийной работе, выказывая в узком кругу комментарии типа «вы же все понимаете», «меня эта партия интересует только как условие решения должностных вопросов, а сама по себе не нужна».

Кто-то считает подобные действия (переманивание в «Единую Россию» с помощью кнута и пряника) как раз прагматичными, а потому приемлемыми. Напротив, возражения морально-этического плана они считают в данном случае (или в политике вообще) излишними, неуместными, ничего не значащими, маргинальными. Между тем, действительность намного сложнее столь линейных представлений о прагматичности. Более того, в нынешней ситуации, в России начала XXI века, с ее историей, проблемами и обременениями, метод переманивания решая одни задачи, консервирует решение других и, более того, создает третьи. В данном случае мы имеем дело с ярким примером неразрывной связи политики и экономики, общественного и личного, нравственного и прагматичного. Сказанное в полной мере касается и России в целом, и Приангарья в частности.

Недооценка морально-этических, нравственных факторов — характерная черта технократического мышления. Между тем при отсутствии таких категорий как доверие или честность в качестве массовых поведенческих мотивов и стереотипов практически любой технократически обоснованный проект обречен на неудачу. Невозможно построить процветающее общество, совершить инновационный рывок, осуществить глубокую диверсификацию экономики, создать эффективные, понятные, публичные институты рыночных отношений в атмосфере духовно-нравственного кризиса и слома морально-этических устоев. Отражением неблагополучия в этой сфере является широкий спектр проблем от коррупции до уличной преступности, от повальной апатии до широкого недоверия властным институтам.

На этом фоне по-иному смотрится и практика переманивания «не своих» руководителей в партию «Единая Россия». Если бы речь шла о единичных случаях и в значительно более здоровом обществе, то соображения о прагматизме, понимаемом как «отстаивание интересов населения в обмен на сущую мелочь, формальность» выглядели бы убедительнее, хотя тоже не бесспорно. Однако в современной России, да еще когда подобная практика используется повсеместно, став, по существу, правилом, ее разрушительный эффект сравним и даже перевешивает все разговоры о «конкретных проектах», «обещаниях выделить такую-то сумму» и т.д. Очевидно, что в сложившейся ситуации чаша весов сместилась в сторону морально-этических ценностей в политике. Именно и только повышенное внимание этой проблеме обеспечит тот элемент качественной основы для развития общества, без которого значительное и комплексное продвижение вперед невозможно. В ином случае стагнация и даже деградация политических институтов не даст выйти за границы авторитарной модернизации социально-экономического пространства.

Переводя на язык практической политики, в настоящее время отказ того или руководителя от предложений перейти в «Единую Россию», негативное и, что очень важно, публичное отклонение практики переманивания, стал по своему содержанию более прагматичным, — для общественного развития, для укрепления политических институтов демократии, но пока не для сиюминутных изменений в карьере руководителя, — чем согласие «ради интересов населения», сопровождаемое «внезапным» осознанием позитивной роли «Единой России». Безусловно, первые шаги по дороге «нового прагматизма» очень сложны и требуют личного мужества. Безусловно, массовость проявления такого прагматизма — главное условие его эффективности. Но иного не дано — переломить, изменить негативные тенденции в общественно-политическом и социально-экономическом развитии России и Приангарья, полностью избежав при этом личного риска, невозможно.


Яндекс.Метрика