... Иркутск
Доллар
Евро

А что же в интерьере?

За жаркими сражениями избирательной кампании отошли на второй план события и тенденции рутинные, неброские, но глубинные, стратегические. Те, что создают фон предвыборной суете, а сразу же после выборов выходят на первый план. Новый состав Законодательного собрания Иркутской области должен будет решать весьма сложные и масштабные проблемы по развитию региона. И делать это рука об руку с исполнительной властью — губернатором и правительством. При этом «рука об руку» означает не только (а порой даже — не столько) безоговорочное согласие депутатов со всеми предложениями и инициативами со стороны губернатора, а тем более с позиции младшего партнера. «Рука об руку» — это символ равноправия, взаимного уважения и внутренней самостоятельности. Иначе нас ожидает очередная попытка реализовать сугубо «авторитарный» вариант модернизации. Проблема, однако, в том, что общественные отношения, особенно в крупных городах намного и давно переросли стандарты авторитарной модели. Поэтому принудительный авторитаризм обязательно будет вести к росту оппозиционных настроений или, в другом случае, нарастания апатии. Обе эти тенденции обрекают  авторитарных реформаторов либо на полную неудачу, либо, как минимум, на большие проблемы и пробуксовки в проведении политического курса.

Между тем, несмотря на ощутимые подвижки в региональном менеджменте за период губернаторства Сергея Ерощенко (связанные, например, с активными усилиями по привлечению инвестиций или с проведением более амбициозной, чем прежде, социальной политики), некоторые процессы вызывают определенную тревогу. Эти процессы, как правило, не связаны непосредственно с деятельностью регионального руководства, а обусловлены мировыми и общероссийскими факторами. Тем не менее, осознание этих проблем поможет адекватнее взглянуть на задачи и возможности законодательного собрания, избранного 8 сентября 2013 года.

Во-первых, речь идет о наполнении областного бюджета. Существенное, примерно на 10 процентов сокращение доходов за первую половину 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года ставит под угрозу выполнение ряда социальных обязательств и реализацию ряда социально значимых проектов. Разумеется, практика заключения двухсторонних соглашений между правительством Иркутской области и руководством вертикально интегрированных компаний, работающих на территории Прибайкалья, частично решает эту проблему. Но лишь частично, причем без надежной (в стратегическом плане) правовой и политической основы.

Еще не создана основа для решительного продвижения проекта «новой (второй) индустриализации Прибайкалья». Опять же, некоторые шаги в этом направлении сделаны, но до критической массы предпосылок еще необходим значительный объем непростой работы. Между тем, открытая и скрытая оппозиция с большим скептицизмом относится к идее «новой индустриализации» — мол, «надо посмотреть, будут ли выполнены в полном объеме куда меньшие обязательства, а уж о какой индустриализации речь, вообще непонятно». Наиболее радикальные сегменты оппозиции уже сделали основной мишенью своей критики лично губернатора («местный, но не свой»), рассчитывая, по-видимому, что со временем число сторонников их точки зрения будет увеличиваться. Судя по многим признакам, эта позиция сейчас не находит поддержки у большинства жителей Прибайкалья, однако это обстоятельство не должно быть поводом для самоуспокоенности.

В этой связи опять возникает вопрос о выборе  политической стратегии. Можно вести курс жесткого политического доминирования с использованием административного ресурса для воздействия на общественно-политические процессы. Можно, напротив, активно вовлекать официальную и потенциальную оппозицию в совместную деятельность, приглашать к сотрудничеству, включая соответствующие кадровые назначения. Первый вариант легче в субъективном отношении, особенно если имеется высокая самооценка собственных действий и достижений. К тому же заинтересованные экономические  (корпоративные) группы, видимо, постараются не допустить расширения круга сподвижников губернатора.  Второй вариант сложнее в психологическом плане и вызывает сомнения в эффективности на коротком отрезке времени. Однако на длинной дистанции. в стратегическом отношении «мягкий», «компромиссный» вариант окажется, скорее всего, эффективнее.

Системной проблемой региональной (как и национального, федерального) развития остается коррупция, пронизывающая все сферы общественных отьношений. В Иркутской области, как и по всей стране, сформировалась устойчивая система, при которой для людей со средним уровнем доходов и выше выгоднее и удобнее решать повседневные и крупные задачи коррупционным методом, чем оказаться в реальной ситуации, когда коррупционных проявлений нет вообще. Отсюда пассивное отношение чуть ли не большинства населения к теме борьбы с коррупцией. Здесь смешивается неверие в реальность полного решения этой проблемы и  понимания «житейской необходимости» многих действий и событий на этом направлении. Сказанное в полной мере относится к Иркутской области, причем хоть какие-то шансы на частичное, но все же заметное, улучшение ситуации появится именно в условиях политической конкуренции, а не  авторитарной модернизации. С другой стороны, сохранение нынешней ситуации на «коррупционном направлении» вне сомнения способно торпедировать все усилия по модернизации социально-экономической сферы.

Вообще, недооценка политической составляющей в государственном менеджменте (как на федеральном, так и на региональном уровне) является характерной чертой российской действительности начала XXI века. Завороженность «китайско-венесуэльскими мотивами» и необоснованное игнорирование опыта, например. Японии, Южной Кореи, Бразилии или Индии играет плохую службу для нынешней элиты Российского государства. Попытки упростить ситуацию на региональном уровне — в данном случае речь идет об Иркутской области — будут сопровождаться настолько сильными «побочными последствиями» (издержками), что в результате будет заблокировано достижение поставленных целей. Иными словами, правило «используемые средства изменяют саму цель» имеет больше отношения к реальности, чем пресловутое «цель оправдывает средства».

При нынешнем губернаторе правительство области в намного большей степени, чем прежде, сформировано из местных управленцев. Такая тенденция, безусловно, пользуется поддержкой среди большинства избирателей. Однако со временем стали накапливаться случаи публично немотивированных перестановок. На начальном этапе такая тенденция не вызывает большого внимания, но со временем может стать проблемой для любого руководителя. Из последних перестановок не были публично мотивированы увольнения, например, вице-премьера областного правительства Максима Безрядина или министра промышленности и лесного комплекса Владимира Гордеева. Во всяком случае, усиление координации руководства областного правительства с Законодательным собранием по вопросам кадровых перестановок в исполнительной власти способствовало бы повышению эффективности регионального менеджмента.

На место и возможности ЗС в процессе регионального управления прямо влияют традиционно слабое понимание многими избирателями нашей страны необходимости и специфики законодательной (представительной) власти как таковой. Слишком персонифицированное отношение к государственному руководству, когда президент или губернатор сам по себе считается «настоящей властью», а депутаты — второстепенной (и то в лучшем случае) создает соответствующий фон для политических процессов. Включая политические конфликты. Это обстоятельство, конечно, является выигрышным для исполнительной власти. Но оно же создает, причем давно, большие проблемы для социально-экономического и общественно-политического развития страны, включая Иркутскую область.

Еще одним обстоятельством, вне зависимости от результатов голосования 8 сентября, является глубокий кризис четырехпартийной структуры Государственной думы, импульсы которого ощутимы во всех регионах. Появление многочисленных партий-спойлеров, как одна из попыток продлить доминирующую роль «Единой России» является одним из ярких проявлений такого кризиса. Во всяком случае, конструктивная повестка дня со стороны ЕР практически исчерпана, а многочисленные планы с цифрами «2020» или «2030» едва ли способны заместить наличие административно-командной подпорки — единственной гарантии существования «Единой России» в настоящее время.

Примечательно, что начало работы ЗС нового созыва по времени совпадает, как минимум, с двумя значимыми датами — 10-летием выигрыша Конституционного суда относительно самостоятельности Иркутскэнерго и 20-летием разгона Верховного Совета РФ в Москве и прекращением работы Советов народных депутатов в регионах. Кстати сказать, отсутствие видимого интереса руководства ЗС к этим двум датам свидетельствует («от обратного»), что эти две темы до сих пор остаются болезненными и задевающими влиятельные интересы. И опять возникает тот же выбор, либо понимая стратегическую важность этих вопросов, способствовать их освещению, став выше сиюминутных интересов, симпатий и антипатий. Либо, напротив, в очередной раз уподобиться страусу, спрятав голову в песок. Пока события развиваются по привычному второму сценарию. Еще раз показывая «сиюминутность», немасштабность, мелкотравчатость большинства представителей региональной элиты Иркутской области.

Кроме того, 12 декабря исполняется 20 лет нынешней Конституции Российской Федерации. В числе событий, связанных с этой датой. Следует упомянуть, что на референдуме по принятию Конституции 12 декабря 1993года явка избирателей Иркутской области составила менее 50 процентов (48,5). Иными словами, если бы референдум проводился только на территории Прибайкалья, то он был бы признан несостоявшимся.

Суммируя сказанного, новый состав Законодательного собрания Иркутской области может как существенно посодействовать, так и заметно воспрепятствовать социально-политическому развитию Прибайкалья в соответствии со стандартами постиндустриального общества. Уже ближайшее будущее покажет, какой выбор в этом отношении будет сделан.


Яндекс.Метрика