... Иркутск
Доллар
Евро

«Я — Шарли»?

Серия терактов во Франции началась трагедией в редакции сатирического еженедельника Charlie Hebdo 7 января. За три дня террористами были убиты 17 человек, включая трех полицейских. Случившееся вызвало горячие дискуссии о том, что стало причиной и каковы последствия кровавой расправы. Какие выводы сделали иркутяне, выясняло наше агентство.

Михаил РОЖАНСКИЙ, кандидат философских наук:

— Мне трудно судить об актуальности терактов, для нас актуальна реакция французов и не только французов на эти теракты. Несколько часов, не отрываясь, я смотрел трансляцию манифестации в Париже, и меньше всего интересовали политики (кто там в каком ряду стоит, кто приехал, а кто нет), пытался понять, что побудило миллионы людей выйти на улицу. Мотивы, судя по лозунгам, знаменам и по тому, что говорили в микрофон, разные. Многие (наверное, большинство) вышли защитить основы Французской республики. Были те, кто вышел защитить ислам, отказывая террористам в праве говорить от имени ислама. Были флаги, напоминавшие о других точках земного шара, где разворачиваются трагедии. Были иностранцы, выражавшие солидарность с французами. Но было общее — демонстрация единства перед лицом тех, кто хочет с помощью страха диктовать правила жизни, чувство этого единства. Вот, когда «нас не запугаете» и «у нас не отнимете свободу» говорят миллионы людей, вспоминаешь, что существует человечество. В своей стране мы не всегда об этом помним, а последнее время стали забывать. Для нас сейчас очень актуально вспомнить, что мы тоже — часть человечества, а не обитатели осажденной крепости.

Сергей ШМИДТ, кандидат исторических наук, политолог:

— Глядя на рефлексивно-эмоциональную бурю, которая в последние дни бушевала вокруг трагедии во Франции, я думал вот о чем. Не мешало бы научиться тому, в отсутствие чего у нас (да и не только у нас) принято винить американские власти — отчетливому пониманию, что в мире много разных дел, которые нас совершенно не касаются! В которые просто не надо совать свой рефлексивно-эмоциональный нос. От привычки бежать, задрав штаны, и занимать «вместе со всем прогрессивным человечеством» какую-то позицию или антипозицию надо избавляться. Никакого «всего прогрессивного человечества» не существует, и не существовало никогда. Те, кто кричат о том, что надо думать о себе, а не о том, где и как «негров линчуют», совершенно правы, и французская история — прекрасный повод для того, чтобы проверить себя в этом.

Я думаю, что случившееся следует воспринимать как внутреннее дело Франции и Европейского Союза. Нас это не касается. У нас нет проблемы согласования принципа свободы слова с принципом политической корректности — и не только потому, что у нас нет ни того, ни другого, по крайней мере, в западном толковании этих понятий. У нас другая шкала проблем. Ни мы не можем помочь европейцам в их проблемах, проявившихся в выстрелах во Франции. Ни они не могут помочь нам в разрешении наших проблем.

Втягивание сюжета с французскими карикатуристами в общественную дискуссию в России, я считаю, только способствует усугублению того, что я называю «холодной гражданской войной», которая происходит в России в последние три-четыре года и характеризуется взаимным ожесточением людей разных политических взглядов. Я считаю, что надо делать все, чтобы эта «холодная гражданская война» осталась «холодной». В том числе и не тащить чужое, извините, дерьмо в наш дом. У нас своего хватает.

Алексей ПЕТРОВ, член Общественной палаты Иркутска, кандидат политических наук, заместитель декана исторического факультета ИГУ по воспитательной работе и PR:

— События во Франции требуют глубокого понимания. Все это неспроста. Общество изменилось, и еще будет меняться. Европа уже не та, что была 20-30 лет назад, поскольку там много жителей восточных стран. Необходимо изучать их культуру, миропонимание, чтобы не допускать оскорблений или пикантных шуток в вопросах веры и религиозных чувств. Не всеми они воспринимаются однозначно. С другой стороны, терроризму, убийствам граждан (в том числе журналистов — людей, находящихся на работе) нет оправдания.

Большинство руководителей иркутских СМИ имеет классическое образование и, надеюсь, что они не допустят критических ситуаций, которые могут привести к непредсказуемым последствиям. А вот Интернет-сообщество позволяет себе высказываться нетолерантно, а зачастую ксенофобно. Это неприемлемо, поскольку Сибирь — мультикультурная территория. Здесь много мигрантов (и бывших, и нынешних): кто-то приехал по своей воле, кто-то не совсем. Так что нужно голову включать чаще.

Сергей БЕСПАЛОВ, иркутский блогер, выпускник Московской школы политических исследований:

— Никакие. В России практически нет людей, способных осознать и применить эту новость к своей жизни. Это касается и Иркутска. Ценности другие: нет ни понимания, того, зачем нужны свободные СМИ, ни того, что творится в исламском мире. Людей больше интересуют цены на еду и борьба со всемирным «бандеровско-жидовско-американским» заговором.

Владимир ДЕМЧИКОВ, блогер, публицист и продюсер:

— Осознать теракты 7-9 января во Франции нам мешает отсутствие каких-то базовых знаний. Бессмысленно, не зная французской истории и политической культуры, не зная огромного мира комиксов и визуальной культуры вообще, пытаться «составить мнение» о карикатурах, якобы послуживших поводом для расправы. Человек, пытающийся, находясь в своих неполных представлениях об этом (а чаще не имеющий их вовсе), судить о том, что оскорбительно, а что нет — по уровню понимания ничем не отличается от террориста, с той лишь разницей, что террорист берет в руки оружие, а невежда ограничивается своим суждением.

Единственный урок, который мы могли бы извлечь, — это урок поразительной храбрости безоружных людей, которые оказали сопротивление вооруженным террористам и погибли. Но о них, и о причинах этой храбрости в наших СМИ не пишут, так что и это, боюсь, останется без осознания.


Яндекс.Метрика