В такой теме сразу нужны два пояснения. Во-первых, большие, «возвышенные» проекты всегда вызывают у кого-то сомнения: а надо ли, ведь не решено столько приземленных забот вокруг нас? Разумеется, не забывая об этих заботах, нужно все же смотреть в будущее. Тем более что многие инициативы касаются на самом деле всех или почти всех. Таков, например, крытый ледовый центр «Байкал», строительство которого началось в иркутском Академгородке. Он предназначен не только для спортсменов экстра-класса, но и для остальных жителей города и региона, особенно для детей, причем в теплое время трансформируется под летние виды спорта. А массовое привыкание к новым, современным стандартам – очень важная тенденция.
Дальнейшее расширение балетного и оперного репертуара в рамках Музыкального театра наталкивается на объективные трудности
Вслед за зимне-летним стадионом наступит очередь других, не менее востребованных объектов. Каких именно? В числе приоритетных по праву может оказаться театр оперы и балета. Разговоры о необходимости его основания идут давно, но сейчас в силу ряда причин становятся действительно актуальными. Условия назрели, возникла необходимость перейти к главной части задуманного.
Тут уместно второе пояснение. В театральной сфере (впрочем, как и во многих других) множество тонкостей, нюансов, оттенков, полутонов. Но для краткости изложения их придется обойти, не искажая, однако, смысл происходящего и грядущего. Итак…
Механический подход «каждому из региональных центров – по театру оперы и балета», конечно, несостоятелен. К тому же такие театры есть по соседству – в Красноярске, Новосибирске, Улан-Удэ. Но у Иркутска – города, безусловно, театрального, свои резоны. Славные традиции иркутской сцены стали неотъемлемой частью местной истории, общественной жизни, городского мироощущения. Так, Иркутскому драмтеатру скоро исполнится 170 лет, ТЮЗ недавно отпраздновал 90-летие, музыкальному театру – под 80. «Уж полночь близится, а Германа все нет…». Речь о театре оперы и балета.
В последние несколько лет развитие в этом направлении идет семимильными шагами. В музыкальном театре все более заметна балетная труппа во главе с трижды лауреатом губернаторской премии Людмилой Цветковой. А недавно оформилось содружество этого коллектива с прославленным театром «Русский балет» народного артиста СССР Вячеслава Гордеева. Совместно поставлены одноактные балеты «Дон Кихот» (см. заглавное фото) и «Шахеразада», в ближайших планах – «Жизель» и «Ангара». Открылось балетное отделение в Иркутском театральном училище.
Важная составляющая – заинтересованность губернатора Сергея Левченко в развитии классических жанров театрального искусства. Рядом с губернатором – Вячеслав Гордеев. Фото Яны Ушаковой / ИА «Альтаир»
В то же время в музыкальном театре все лучше слышны не просто хорошие, а оперные голоса. И этот факт усилили молодые исполнители, в том числе Андрей Данилов, получивший признание не только на российском, но и на международном уровне.
Есть и третья составляющая – заинтересованность губернатора Сергея Левченко и, будем надеяться, городского руководства. Перечисленные инициативы и достижения нашли своевременную поддержку у главы региона, а в ряде случаев инициатором развития классических жанров театрального искусства выступил он сам.
Необходимость появления нового театра тем более велика, что дальнейшее совершенствование и расширение балетного и оперного репертуара в рамках музыкального театра, «при» музыкальном театре наталкивается на объективные трудности. Сосуществование оперы, балета, оперетты, мюзикла в одних стенах – это нонсенс. Слишком много всего. Отсюда дилемма: либо музыкальный театр остается именно музыкальным (оперетта, мюзикл), а наряду с ним появляется Театр оперы и балета, либо дальнейшее развитие оперы и балета в Иркутске тормозится. Третьего не дано, а запас времени для варианта № 1 не так уж и велик.
Очевидно, что решение столь масштабной задачи требует больших усилий, причем по целому ряду направлений. Это и принципиальное согласие на федеральном уровне учредить такой театр с государственным статусом. Это и проектирование, а затем финансирование строительства современного театрального комплекса (разумеется, с прекрасной акустикой). Это и определение места для строительства (скорее всего, в Октябрьском районе). Это и творческая сторона: местные артисты и постановщики как основа плюс приглашенные из других регионов.
Генерал-губернатор Горемыкин буквально не оставил выбора местным купцам, кроме как раскошелиться на строительство каменного здания драмтеатра
Наверное, если возникнут сложности на федеральном уровне, возможен (во всяком случае, на первое время) и театр с негосударственным статусом – такие примеры, причем успешные, имеются. Но тогда необходим поиск инвесторов в частном секторе, и здесь тоже большое поле для работы областной и городской власти. Кстати, иркутская история знает случаи буквально бульдожьей хватки по таким вопросам – например, в конце XIX столетия генерал-губернатор Александр Горемыкин буквально не оставил выбора местным купцам, кроме как раскошелиться на строительство каменного здания драмтеатра. Впрочем, были и те, кого не пришлось уговаривать.
Конечно, об этом куда легче сказать, чем это сделать. Но, несомненно, и столица нашего региона достойна, заслужила всей своей историей, чтобы театр оперы и балета здесь не только открылся, но и стал одним из лучших. Чтобы иркутский вариант «Кармен» или «Спартака» получал восторженные отклики по всему миру.
Юрий Пронин для ИА «Альтаир»