... Иркутск
Доллар
Евро

Теймур Магомедов: Правительство не допустит нарушения экологического законодательства при расширении Транссиба и БАМа

В конце июля президент России Владимир Путин подписал закон, который позволяет проводить сплошные рубки леса близ Байкала для расширения Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей. Это решение вызвало беспокойство жителей Байкальского региона. Многие считают, что лес возле озера будут уничтожать бесконтрольно. Исполняющий обязанности заместителя председателя правительства Иркутской области Теймур Магомедов на пресс-конференции 20 августа рассказал, как на самом деле будут организованы работы.

– Теймур Талехович, тема разрешения сплошной вырубки леса вокруг Байкала вызвала большой общественный резонанс, многие люди обеспокоены, что экосистеме озера может быть нанесен ущерб. Что правительство Иркутской области делает, чтобы его минимизировать?

– Принятый федеральный закон направлен, прежде всего, на модернизацию объектов Российской железной дороги – Транссиба и БАМа. Решение вызвало большую полемику в обществе. Введение разрешения на проведение сплошных рубок восприняли с обоснованным беспокойством, но все же гипертрофированно. Многие считают, что закон приведет к масштабным рубкам в центральной экологической зоне Байкала и селезащитных лесах.

Поэтому врио губернатора Иркутской области Игорь Кобзев обсудил с президентом РФ Владимиром Путиным, как правильно выстроить взаимоотношения между нашим регионом и руководством РЖД в реализации инициатив, чтобы развитие экономики не пошло во вред экологии. Также мы создали в правительстве рабочую группу, на которой отработали потенциально резонансные вопросы, это позволит отследить экологические моменты и сделать реализацию этого проекта максимально прозрачной для общественности. Также президент указал на необходимость заключения соглашения между РЖД и Иркутской областью, в котором бы звучало, что все мероприятия по модернизации железной дороги согласованы с общественниками и научным сообществом.

Все эти мероприятия мы провели и сейчас выходим на этап подписания рамочного соглашения c РЖД.

– Какие меры со своей стороны примет РЖД?

Предприятие возьмет на себя обязательства по организации прозрачности работы в центральной экологической зоне. Также РЖД обеспечит освещение всей деятельности на каждом объекте, постоянные консультации с учеными. Вплоть до того, что на всех участках работ будут установлены камеры видеонаблюдения с открытой трансляцией в интернет, чтобы каждый желающий мог посмотреть, что конкретно происходит на участках строительства. 

На каждом объекте установят информационные аншлаги. Организуют горячую линию, куда можно задать все интересующие вопросы. Ежемесячно РЖД будет публиковать отчет, что было сделано. Обеспечат информирование на каждой станции и пресс-релизы по каждому объекту.

Всего в проект модернизации железной дороги входит 108 инфраструктурных объектов, на 34 из них уже работают строители. 

Также достигнута договоренность, что РЖД помимо работ в полосе возьмет на себя обязательства по сопровождению нескольких экологических программ, связанных с охраной озера Байкал. Это восстановление популяции некоторых краснокнижных животных, патронаж нескольких региональных памятников природы и экологическое просвещение.

Кроме того, РЖД будет постоянно информировать людей о том, как идут работы, создаст несколько горячих линий, куда любой желающий сможет обратиться за информацией.

27 августа в Иркутск приедет глава Российских железных дорог Олег Белозеров и вместе с Игорем Кобзевым подпишет соглашение.

Мы понимаем, что никаких масштабных рубок в Центральной экологической зоне не будет. Будут небольшие вырубки лесов, не особо ценных, они будут происходить, как правило, в полосе отвода для расширения тех или иных инженерных структур. Естественно, с последующим лесовосстановлением.

Для экологизации Транссиба и БАМа будут оборудованы современные очистные сооружения, места для мойки колес, исключающие попадание сточных вод в Байкал и в прибрежную зону.

В целом, я полагаю, что в ближайшее время у СМИ, общественников и экологов будет возможность прямо на месте посмотреть, что будет строить РЖД.

– Информация о работах будет открытой? Где с ней можно будет ознакомиться?

– В ближайшее время мы разработаем интернет-ресурс для аккумулирования всей информации по стройкам РЖД вблизи Байкала. На него будут транслироваться изображение с камер видеонаблюдения, будут выкладываться отчеты и пресс-релизы.

– Вы сказали, что РЖД будет помогать в восстановлении краснокнижных животных. О каких видах идет речь?

– На территории Прибайкальского национального парка есть проблема с нашим соколом балобаном. Здесь РЖД взяли на себя обязательства профинансировать научные методы и сами мероприятия по восстановлению его численности. Популяцию будут восстанавливать даже путем привоза сюда особей для содействия размножению краснокнижника.

– Действие соглашения распространится на те работы по модернизации инфраструктуры, которые РЖД уже ведет у берегов Байкала?

– На 34 участках уже ставят более 7 километров шумозащитных экранов, строят девять очистных сооружений. На 12 объектах идут компенсационные мероприятия по возмещению ущерба по рыбным запасам на сумму более 6 млн рублей и восстановление примерно 30 гектаров леса.

– Как, по вашему мнению, все принятые меры предосторожности и взятые РЖД обязательства позволят избежать экологического ущерба лесам возле Байкала?

– Тут есть один важный момент. Рубки леса для прокладки железной дороги не были запрещены, принятый законопроект просто упрощает и сокращает по времени все экологические согласования в условиях необходимости оперативного решения вопросов экономического развития. Мы все понимаем, что железная дорога – не веяние времени, а важная транспортная артерия нашего государства. В то же время наши опасения, что строительство крупного инфраструктурного объекта повредит экологии Байкала, нельзя было отмести.

Сокращение сроков прохождения экологических процедур ведь не означает, что их не будет вообще. Все экологические нормы и требования в центральной экологической зоне будут соблюдены. Для этого мы подписываем соглашение, подключаем представителей общественности, которые в любое время смогут выехать с проверкой на любой участок работ, и будем консультироваться с учеными.

Хотелось бы, чтобы все правильно поняли: экологическое законодательство не нарушено и не будет нарушено, поскольку вопрос охраны лесов Байкала будет постоянно на контроле правительства Иркутской области и главы региона Игоря Кобзева.


Яндекс.Метрика