... Иркутск
Доллар
Евро

Весной 94-го…: 25 лет назад были сформированы нынешние основы государственного устройства Иркутской области

27 марта исполняется 25 лет государственно-правовым и муниципальным реформам в нашем регионе. О событиях той уже давней весны агентству «Альтаир» рассказывает заслуженный юрист РФ, в конце 1980-х – середине 1990-х годов заведующий государственно-правовым, правоохранительным отделами, председатель государственно-правового комитета, заместитель главы администрации Иркутской области, а ныне президент Фонда сохранения памяти и развития наследия первого губернатора Иркутской области Ю.А. Ножикова Юрий Курин:   

– Можно с полным основанием утверждать, что 27 марта 1994 года начался отсчет новейшей (современной) истории Иркутской области. Тогда были проведены выборы, на которых избиратели одобрили основные положения будущего Устава (Основного закона Иркутской области), избрали губернатора, Законодательное собрание, мэров и думы городов, районов, поселков и сел. Была сформирована та система власти, основы которой в целом сохраняются и сегодня. Даже не вдаваясь в содержание этого политико-правового процесса, только по обилию новых появившихся тогда терминов (Устав, губернатор, Законодательное собрание, мэры и думы) понимаешь, какие значительные новеллы произошли. Вместо демонтированной ранее партийно-советской системы власти была создана принципиально иная.

3-1.jpg
Юрий Курин: «Правильно устроенная власть способствует развитию,
а неправильно устроенная тормозит его». Фото Татьяны Глюк / ИА «Альтаир»

Между прошлым и будущим

Политическим и административным локомотивом государственного строительства в Иркутской области был, безусловно, Юрий Абрамович Ножиков. Его беспокоили многие возникшие на тот момент проблемы. Так, в соответствии с указами президента России Б.Н. Ельцина была прекращена деятельность областного Совета народных депутатов. Конечно, Совет фактически являлся лишь ширмой, который формально «штамповал» решения облисполкома, он был чрезмерно велик по численности – более 250 депутатов, причем ни один не работал в Совете освобожденно, на профессиональной основе (лишь в последнем, «перестроечном», созыве было сделано исключение для председателя, его заместителя и еще нескольких депутатов). Совет не имел собственного аппарата. Все решения Совет принимал единогласно. Перед каждой сессией «нерушимый блок коммунистов и беспартийных» договаривался о том, как он «проштампует» все решения, подготовленные облисполкомом.

Грубейшим образом нарушался общепризнанный к тому времени принцип разделения властей. Многие руководители исполнительных органов власти и даже председатель облисполкома были одновременно депутатами. В то же время в состав исполнительных органов входили депутаты областного Совета. Многие депутаты областного Совета были председателями горисполкомов, райисполкомов, то есть работали в исполнительной ветви власти. Компетенция областного Совета была мизерной в отличие от Верховных Советов республик, в том числе и автономных. Например, наш Совет не имел права принимать региональные законы. Все это в совокупности приводило к тому, что ранее действовавшие и избираемые на безальтернативной основе Советы были карикатурными абсолютно неэффективными органами. Это всегда вызывало резкое неприятие со стороны Ю.А. Ножикова. Он поставил задачу радикально реформировать представительные органы власти. При этом главной целью ставилось расширение их компетенции, сокращение явно избыточной численности, предоставление депутатам права работать на профессиональной основе, существенное расширение полномочий представительной власти, введение для области права принятия собственных законов, проведения депутатских слушаний и расследований.

Не скрою, что позицию Ю.А. Ножикова разделяли далеко не все. Даже некоторые из его заместителей были категорически против такой реформы. И вообще они пытались убеждать Ножикова в том, чтобы период отсутствия представительного органа власти надо не сокращать, а, наоборот, как можно дольше растянуть во времени, а главное – сделать представительный орган символическим. Эти настойчивые предложения Юрий Абрамович решительно отвергал. Своим оппонентам (а они были даже в ближайшем окружении) он жестко отвечал: «Вы хотите управлять областью, делить бюджет, приватизировать собственность, а отвечать потом за это буду я один? Депутатский контроль должен быть всегда!». Он отвергал и предложения не заботиться о трудоустройстве бывших руководителей и сотрудников областного Совета. Лично контролировал, чтобы все квалифицированные депутаты не остались без работы. Сам выступил инициатором создания на переходный период малого Совета и его контрольной комиссии.

На главном направлении  

В существенном реформировании нуждался и исполнительный орган власти региона. Ранее он был коллегиальным, полупрофессиональным и именовался облисполкомом. В советский период он служил инструментом для исполнения хозяйственных и социальных решений обкома КПСС. Надо было создавать совершенно другую исполнительную власть. Руководящая роль КПСС была отменена, нарождалась многопартийность, исполнительная власть должна была стать единоличной, ее главу следовало избирать населением напрямую, а не Законодательным собранием, в котором большую роль должны были получить будущие партийные фракции.

Примерно такие же реформы следовало провести и на районном, городском, поселковом, сельском уровнях. Работа по их подготовке велась в 1991–1993 гг. А кульминацией реформы стал воскресный день 27 марта 1994 года. Под руководством Ножикова мы намеренно инициировали широкую общественно-политическую дискуссию внутри области по этим вопросам. На телевидении, радио, в газетах были организованы специальные циклы передач и статей, в числе журналистов, внесших наибольший вклад в раскрытие темы, назову Ю.М. Багаева, О.Л. Баталину, В.Г. Почекунина, Ю.В. Пронина. Руководящие лица администрации и малого Совета области, а также ученые систематически выезжали на территорию и выступали в различных аудиториях с разъяснением того, что планируется осуществить. Эти темы обсуждались на различных площадках предприятий, политических партий, профсоюзных и общественных организаций, в творческих союзах. Сформировалась группа юристов, которая готовила, экспертировала, редактировала, комментировала и пропагандировала тексты будущего Устава области, законов и других актов. Ножиков поддержал инициативу председателя областного Совета В.В. Игнатенко по созданию специального Института регионального законодательства.

Мы привлекли лучших юристов, которые родились, выросли и получили образование в Иркутске, а затем оказались в других регионах. Чтобы вернуть их на «малую родину», им выделялись квартиры, организовывались командировки в другие, более передовые в государственно-правовом отношении субъекты федерации (Москва, Татарстан, Нижегородская, Свердловская области) и за рубеж. Костяк этой группы составляли В.В. Игнатенко, руководители института Н.А. Власенко, С.В. Никитин, помощник представителя президента РФ по Иркутской области В.Г. Татарников, председатель облизбиркома А.А. Савинок, депутат Государственной думы РФ профессор С.С. Босхолов, профессор С.И. Шишкин, а также автор этих строк и его заместитель В.Н. Андриянов.

Полный текст статьи Ю.Г. Курина читайте в ближайшем номере газеты «Байкальские вести»


Яндекс.Метрика