... Иркутск
Доллар
Евро

От летчиков до налетчиков: кто за кого – социальная опора кандидатов в президенты

Социология – наука больших чисел, а потому исключения из правил не меняют общей, панорамной картины. Это во-первых. А во-вторых, в обществах, подобных нашему, где при наличии демократической атрибутики фактически правит «жесткая рука», люди часто отвечают неискренне, опасаясь последствий за «неправильное» мнение. То есть говорят одно, думают другое, а поступить могут не только по первому или второму, но даже по третьему варианту. И все же – кто является опорой, ядерным (от слова «ядро») электоратом основных кандидатов на должность президента России? Повторюсь: исключения, которые имеются во всех социальных группах и слоях – не в счет.

2-1.jpg
Рассказать о социальной опоре кандидата от КПРФ было бы просто, если бы им не оказался Павел Грудинин. Фото ok.ru

Итак, начинаем с давних бойцов. Принято считать, что Владимира Жириновского поддерживают те, кто не всегда в ладах с законом, но еще (или уже) имеют право голоса. Кроме того, значительная часть наименее обеспеченных избирателей на селе, в малых и средних городах, охваченных социально-экономической депрессией, не симпатизирующая, однако, КПРФ. Добавим сюда неустойчивую, но довольно многочисленную группу голосующих «по приколу». Плюс заметную (хотя и не доминирующую) долю силовиков. Наконец, внушительное число «ультрапатриотов» из продвинутых, креативных слоев – творческой, научной, технической интеллигенции.  

Григорий Явлинский – кандидат, прежде всего, тех, кто ратовал за перемены, за крушение советской власти четверть века назад, но категорически не приемлет и нынешние – по их убеждению, несправедливые, грабительские – времена. При этом лично они, как правило, не добились больших успехов в карьере, хотя по своим способностям могли бы. Как это ни парадоксально для других, но из-за морально-этических препятствий: не смогли поступиться принципами. Людей с такими настроениями все еще довольно много в городах-миллионниках. Однако за последние 10-15 лет наблюдался их отток по разным адресам – к «новым демократам» (Навальный, Собчак), коммунистам и «путинцам» («Единая Россия», «Справедливая Россия»).

Алексею Навальному отказано в регистрации, однако его избиратели не исчезли в небытие. Сейчас они решают (или уже решили), как поступить – не идти на выборы вообще или голосовать за одного из трех кандидатов: Григория Явлинского, Ксению Собчак, Павла Грудинина. В отношении «навальновцев» точнее использовать не вполне научную, зато народную терминологию: их, прежде всего, «достал» своим долголетним и неэффективным правлением Владимир Путин. При этом большинство сторонников Алексея Навального в принципе не против нового («правильного») переиздания режима «твердой руки». Вопреки расхожему мнению, тут много не только молодежи, но и людей среднего и даже старшего поколения, причем имеется потенциал «на вырост». Отсюда и столь большое внимания Кремля к Тому, Чью Фамилию Не Произносим.

Ксения Собчак «откусывает» всех понемногу. Здесь недавние сторонники Прохорова, Явлинского, Навального, просто креативно-гламурная тусовка, раньше сторонившаяся политики, опять же студенты и часть малого бизнеса. При этом массовое восприятие Ксении в больших городах и на периферии категорически разное. В мегаполисах ее даже если не поддерживают, то считают умной, способной, во многом достойной подражания. Но для патриархально-ортодоксальной аудитории «Собчачка» – чуть ли не исчадие ада, символ испорченности и распущенности.

Рассказать о социальной опоре кандидата от КПРФ было бы просто, если бы им не оказался Павел Грудинин. Чрезмерно сильный ход со стороны Геннадия Зюганова (что вообще-то ему не свойственно), когда в президенты от коммунистов выдвинут беспартийный успешный хозяйственник со стартовым рейтингом под 30 процентов, привел Кремль в замешательство. Однако после паузы началась массированная операция на Гостелерадио по «запихиванию» Грудинина в положенные ему 15-17 процентов, свидетелями которой мы сейчас являемся. Вероятно, состав избирателей Грудинина похож на тот, что есть у Навального и даже у Путина.

2-2.jpg
Социальный состав поддержки кандидатуры Владимира Путина несколько изменился. Фото wordpress.com 

Среди голосующих за Владимира Путина по-прежнему много тех, кто считает исход президентских выборов очевидным и готов по привычке поддержать победителя. Альтернативы эти люди не видят, а часто и не хотят видеть. Иные варианты их не интересуют, но пугают, что называются с порога. Ну не принимать же за чистую монету разговоры, что, мол, «раз нам не показывают по первому-второму каналам, что есть кто-то лучше Путина, значит такого и нет». Пока Владимир Владимирович президент, первый и второй каналы никогда такого и не покажут…

Впрочем, это лирика. А вот социальный состав поддержки кандидатуры Владимира Путина несколько изменился. Здесь по-прежнему большой вес у гражданских бюджетников – врачей, учителей. Но ветерок недовольства все же едва слышно зашелестел по школьным и больничным коридорам. То же самое в отношении ветеранов и пенсионеров. Поэтому на первый план выходит высший и средний эшелоны чиновников, а также – тут особое внимание! – почти вся «линейка» силовых ведомств: прокуратура, суды. Следственный комитет, ФСИН, армия, МЧС, госбезопасность. Особое внимание потому, что, во-первых, трудно переоценить возможности этих структур (особенно совокупные) повлиять на что бы то ни было. А во-вторых, поддержка эта сознательная – при Владимире Владимировиче бюджетных денег на «государевых людей» не жалеют, «питание» у них по российским меркам отменное. Так что при любом другом президенте лучше действительно не будет. Чуток не столь тверда в политических убеждениях полиция, но и тут у сторонников Путина если не подавляющее, то уверенное большинство.

По-прежнему крепки позиции нынешнего президента на селе: народу там, правда, немного, зато явка всегда высокая. Куда сложнее ситуация в бизнес-среде, но здесь не столько избирателей, чтобы существенно подпортить цифры грядущей победы Владимира Путина на выборах 18 марта.                   

Юрий Пронин для ИА «Альтаир»            


Яндекс.Метрика